Расследование «Ведомостей»: бизнес-интересы Елены Скрынник

29 ноября 2012

Руководителей госкомпаний часто упрекают в том, что у них есть собственные бизнес-интересы. Иногда, как показывает пример бывшего министра сельского хозяйства Елены Скрынник, это делают не без оснований. Данное расследование «Ведомостей» было опубликовано в феврале 2010 года.

Деятельностью «Росагролизинга», который Елена Скрынник возглавляла с декабря 2001-го до апреля 2009 года, Генпрокуратура заинтересовалась в прошлом году. В ноябре прокуроры завершили проверку и обнаружили нарушения: фактически «Росагролизинг» кредитовал поставщиков — покупал сельхозтехнику по предоплате с отсрочкой поставки до года. А поставщики деньги перечисляли на банковские депозиты и на счета офшоров. Об этих и других нарушениях (например, «Росагролизинг» более 70% договоров заключал не с лизингополучателями, а с посредниками, которые брали с лизингополучателей дополнительные 2,5—4%) первый заместитель генпрокурора Александр Буксман рассказал в письме Виктору Зубкову — первому вице-премьеру России, а по совместительству председателю совета директоров «Росагролизинга».

В конце ноября прошлого года Зубков созвал внеочередной совет директоров «Росагролизинга», где потребовал от гендиректора компании Леонида Орсика вернуть деньги, переведенные контрагентами в офшоры и на депозиты, прекратить авансирование непроизведенной техники и обеспечить равный доступ к федеральному лизингу всех производителей сельхозтехники. Отчитаться об устранении недостатков Орсик должен был на январском заседании совета директоров «Росагролизинга», но 31 декабря он скончался от острой сердечной недостаточности в возрасте 48 лет.

Прокуратура не ответила на запрос «Ведомостей». «Я уже давала объяснения Генпрокуратуре и остальным ведомствам по этому вопросу, и Генпрокуратура больше вопросов не имеет», — заявила «Ведомостям» министр Скрынник.

Но вопросы возникают: как показало расследование «Ведомостей», многие компании, работавшие с «Росагролизингом», Скрынник были как минимум не чужие.

Банкир «Росагролизинга»

В 1998 года врач-кардиолог Елена Скрынник учредила в Москве три фирмы — «Русмединвест-М», «Медлизинг» и «Русскую медицинскую компанию». Эти три компании, судя по данным СПАРК и ЕГРЮЛ, впоследствии стали бенефициарами многих фирм, бизнес которых был связан с «Росагролизингом».

Так, в 2000 году «Русская медицинская компания», «Медлизинг» и их совместная фирма «Инвестрегионлизинг» через аффилированные структуры (ООО «Химгарантконструкция», «Монтажстройконструкция» и «Академриэлтсервис») приобрели 15% Академхимбанка (впоследствии доля менялась, но всегда была миноритарной). На тот момент это был мелкий банк. Но его бизнес начал стремительно расти после того, как в декабре 2001-го Скрынник назначили гендиректором «Росагролизинга». К середине 2004 года активы по сравнению с 2000-м увеличились в 30 раз до 5,853 млрд рублей, а капитал — в 85 раз до 965,7 млн, следует из отчетности банка. В 2004-м Академхимбанк поднялся с 990-го на 122-е место в России по активам и на 130-е — по капиталу, сообщало «Интерфакс-ЦЭА».

Откуда такой расцвет? «[Банку] удалось получить в клиенты такие крупные компании, как «Росагролизинг», РУП «ГЗСМ «Гомсельмаш», ПО «Минский тракторный завод», «Сибмашхолдинг», «Торговый дом «Ростсельмаш», ФГУП «Ульяновский машиностроительный завод», «Медлизинг», «Гута-страхование», «Ингосстрах» и компании, большая часть которых была поставщиками техники «Росагролизингу» или страховщиками лизинговых договоров», — объясняет сам Академхимбанк в квартальных отчетах за 2003 год.

«Открыть счет в Академхимбанке нас настоятельно попросил «Росагролизинг», — вспоминает совладелец и председатель совета директоров «Нового содружества» (контролирует «Ростсельмаш») Константин Бабкин. — Это был не просто счет в банке, мы размещали в нем депозиты и перечисляли огромные суммы» (какие именно, правда, уже не помнит). Новые клиенты принесли Академхимбанку хорошие деньги. Привлеченные средства в 2000 году составляли 17,26 млн рублей, а к октябрю 2003-го — уже 2,7 млрд рублей, говорится в квартальных отчетах банка.

Счетная палата несколько раз проверяла взаимоотношения Академхимбанка и «Росагролизинга». «Почему «Росагролизинг», имея на расчетном счете в Россельхозбанке средства в 126,8 млн рублей, решил взять в Академхимбанке кредит в 10 млн рублей под 16% годовых?» — недоумевали аудиторы.

В 2003—2004 годах доли компаний Скрынник выкупил контролирующий владелец «Академхима» Владимир Антонов. Он не ответил на запросы «Ведомостей».

Трейдер «Росагролизинга»

Бизнес еще двух связанных со структурами Скрынник компаний — ТД «Зерно» и «Воронежская земля» — тоже был, по крайней мере частично, построен на партнерстве с лизинговой госкомпанией. Обе созданы в 2002 году, и обе продавали зерно, которым расплачивались с «Росагролизингом» сельхозпроизводители, не имевшие живых денег.

Для «Росагролизинга» сотрудничество с этими фирмами оказалось невыгодным: проверка Счетной палаты показала, что в 2003 году и за девять месяцев 2004-го «Росагролизинг» получил по взаимозачету зерна на 72 млн рублей, а «Зерно» и «Воронежская земля» смогли продать его лишь за 60 млн.

В 2008 году в «Зерне» начата процедура ликвидации, ликвидатором назначен гендиректор юридической компании «Де-юре» Давид Хуцишвили, владелец еще одного контрагента «Росагролизинга».

Бенефициаром «Воронежской земли» с 2009-го числится брат Скрынник, бывший заместитель гендиректора «Росагролизинга» Леонид Новицкий.

Трактор «Росагролизинга»

Главные претензии Генпрокуратуры связаны со взаимоотношениями «Росагролизинга» с Саранским экскаваторным заводом (ОАО «Сарэкс»). Например, в декабре 2008-го «Росагролизинг» перечислил «Сарэксу» более 730 млн рублей, а первая техника менее чем на 80 млн поступила только в середине октября 2009 года. В отчете «Сарэкса» за III квартал 2009 года «Росагролизинг» указан крупнейшим кредитором завода: сумма долга перед лизинговой компанией — 919,85 млн рублей. Прокуратура утверждает (со ссылкой на информацию Росфинмониторинга), что «Сарэкс» перечислял полученные от «Росагролизинга» деньги на банковские депозиты, а также некой коммерческой организации, операции которой связаны с выводом денег в офшор.

«Сарэкс» тоже связан со структурами Скрынник. В апреле 2007 года владельцем 50,42% акций «Сарэкса» стала компания «Агроевросоюз», говорится в списке аффилированных лиц завода за II квартал 2007 года (к весне 2008-го доля выросла до 75,1%). «Агроевросоюз» учрежден в 2002 году ТД «Зерно». А 25 мая сменился совет директоров «Сарэкса», в него вошли, в частности, гендиректор «Агроевросоюза» и бывший сотрудник правового управления «Росагролизинга» Юрий Карпов, начальник отдела закупок «Росагролизинга» Владимир Дрязгов, президент «Медлизинга» Леонид Зубовский, главный врач эстетического центра Swiss Perfection (его тоже можно найти на схеме) Евгений Макаров, член экспертного совета «Росагролизинга» Александр Ежевский и Леонид Орсик, на тот момент возглавлявший департамент научно-технологической политики Минсельхоза.

Как и в случае с Академхимбанком, приход команды Скрынник на завод привел к его процветанию. За два года выручка «Сарэкса» выросла более чем в 10 раз до 4 млрд рублей (2008-й к 2006 году). Такой рост объясняется просто: Минский тракторный завод предоставил «Сарэксу» исключительные права на сборку и продажу в России колесного трактора «Беларус-1221» (до появления «Агроевросоюза» в акционерах завод производил в основном экскаваторы). В 2008 году на «Беларус» пришлось почти 90% продаж завода. А крупнейшим покупателем «Беларусов» с долей в 43% от выручки стал «Росагролизинг», сообщал «Сарэкс». Единственным поставщиком тракторокомплектов «Беларус» на «Сарэкс» был при этом «Агроевросоюз».

Государственный заказ от «Росагролизинга» помог «Сарэксу» в 2008 году стать крупнейшим российским производителем тракторов. По данным Росстата, в 2008-м завод выпустил 3 359 тракторов (31% от российского производства тракторов сельхозназначения). Причем в кризис, когда российское производство в целом упало, компания нарастила его на 11,9%, собрав 3 662 трактора. Из них 2 344 трактора на 2,2 млрд рублей «Росагролизинг», по его собственным данным, отгрузил сельхозпроизводителям в январе — ноябре 2009 года.

Летом 2009-го «Сарэкс» перешел под управление Machinery & Industrial Grou N. V. (головная компания концерна «Тракторные заводы»), рассказал «Ведомостям» президент и основной владелец концерна Михаил Болотин. В конце 2008 года доля «Агроевросоюза» сократилась до 7,35%, новыми акционерами «Сарэкса» стали три иностранные компании; 25 декабря 2009 года 23,5% «Сарэкса» перешло в собственность Красноярского завода комбайнов (входит в «Тракторные заводы»), говорится в сообщении эмитента. Болотин подтвердил «Ведомостям» факт сделки, но отказался назвать продавца.

Выручка «Агроевросоюза» в 2005—2008 годах, по данным СПАРК, составила 3,26 млрд рублей. «Агроевросоюз» и другая компания из той же группы — «Грэндинвест» — поставляли крестьянам не только белорусские трактора (см. врез).

Слово министра

Ни одна из компаний, через которые она якобы контролировала поставщиков «Росагролизинга», давно не имеет к ней никакого отношения, рассказала «Ведомостям» Скрынник. «Русмединвест-М» и «Русская медицинская компания» вообще никогда никакой экономической деятельности не вели, и их «должны были вычеркнуть из реестра». Что касается «Медлизинга», то, говорит министр, она «передала» его своему партнеру и давнему знакомому Леониду Зубовскому, как только возглавила «Росагролизинг».

«То, что он [Зубовский] создавал какие-то компании, что-то поставлял в «Росагролизинг», я слышала, но непосредственно с ним не контактировала последние семь лет. Я была уверена, что не имею отношения к этим компаниям. Ни копейки дивидендов я не получала, и сейчас мы сами ищем Зубовского, чтобы спросить, что он сделал и что продолжает делать», — рассказывает Скрынник.

В приемной «Медлизинга» сообщили, что Зубовский уехал в командировку в Швейцарию около месяца назад, связать его с «Ведомостями» отказались. Директор «Медлизинга» Зубовский входит в комиссию по здоровью РСПП; первый зампредседателя комиссии Виктор Черепанов сказал «Ведомостям», что Зубовский живет в Женеве.

Готовясь стать министром в конце 2008 года, Скрынник узнала, что «Русмединвест-М» и «Русская медицинская компания» числятся в ЕГРЮЛ за ней. «Когда увидели, пришлось срочно переводить их на мужа Дмитрия Белоносова, — объясняет министр. — Чиновникам запрещено заниматься бизнесом, и сейчас эти две компании уже ликвидированы». Правда, в ЕГРЮЛ Белоносов до сих пор значится их владельцем.

Опровергает Скрынник и другие бизнес-истории. Так, бенефициаром Академхимбанка она не была, счета там открывать не требовала, утверждает министр. «Когда «Росагролизинг» начинал работать, понадобился финансист, чтобы реструктурировать портфель, поэтому мы и пригласили Антонова, — объясняет Скрынник. — Он проработал около полугода заместителем гендиректора «Росагролизинга». Но когда стало известно, что он набрал компании в Академхимбанк, с Антоновым расстались».

«Сарэкс», рассказывает министр, проект Зубовского и нескольких сотрудников «Росагролизинга». «Они все были друзьями и пришли ко мне с вопросом: если мы купим «Сарэкс» и запустим на нем сборку «Беларусов», то «Росагролизинг» станет их покупать? — вспоминает Скрынник. — Я ответила, что если они пройдут ценовую комиссию, обеспечат качество и цены, то «Росагролизинг» будет работать с «Сарэксом».

Вообще, подчеркивает министр, «Росагролизинг» не может просто так, по своему усмотрению включить кого-то в свой реестр. «С 2001 года реестр техники, оборудования и цены устанавливал Минсельхоз, — напоминает она. — Список поставщиков составлял замминистра [сельского хозяйства], подписывал реестр прежний министр [Алексей Гордеев]». «Росагролизинг», говорит Скрынник, лишь собирал заявки от сельхозпроизводителей и после этого приобретал необходимую технику: «Росагролизинг» не влиял на то, чтобы кого-то включали или нет в реестр, тем более что в реестр были включены все существующие производители.

За что?

Скрынник, возглавляя государственную компанию, не была чиновником и не относилась к категории госслужащих, поэтому никаких нарушений она не совершала, считает партнер ФБК Игорь Николаев. «Безусловно, возникают вопросы о нарушении этики ведения бизнеса, но такая ситуация не редкость не только в госкорпорациях, но и в частном бизнесе», — продолжает он. По словам Николаева, чиновники смотрят на такие нарушения сквозь пальцы. «К сожалению, это стало нормой поведения», — заключает Николаев.

Источник в совете директоров «Росагролизинга» сообщил, что совет не утверждал каждую сделку компании и не имел понятия, что часть поставщиков могли быть как-то связаны со Скрынник. Он обещает, что механизм взаимодействия «Росагролизинга» с поставщиками техники и сельхозпроизводителями будет изменен, чтобы больше не допускать нарушений, выявленных Генпрокуратурой, и исключить возникновение конфликта интересов.

Эксперты не исключают, что проблемы у Скрынник могли появиться из-за разногласий с Зубковым. У Скрынник могли возникнуть аппаратные трения с первым вице-премьером, курирующим сельское хозяйство, ведь он заинтересован в том, чтобы все вопросы аграрной политики замыкались лично на него, рассуждает замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. С такой версией согласен и замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Зубков в любом случае должен был жестко реагировать на нарушения в «Росагролизинге», — добавляет Евгений Минченко из Института политической экспертизы. — В первую очередь чтобы вывести себя из-под удара, ведь он возглавлял совет директоров этой компании».

Источник в аппарате Зубкова назвал информацию о конфликте первого вице-премьера с министром «полной чушью». «Проверки не проводятся в интересах кого-то из правительства, прокуратура просто выполняет свои функции» — так ответил на вопрос, не была ли прокурорская проверка «Росагролизинга» заказана Зубковым, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Ринат САГДИЕВ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Ведомости
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь