Субсидии на закупки российских самолетов вместо лизингодателей пойдут ВЭБу

3 097
29 ноября 2012

Российские авиастроители обойдут правила ВТО с помощью ВЭБа

Все льготные кредиты на отечественные самолеты пустят через госкорпорацию, которой власти компенсируют убытки. В правилах Всемирной торговой организации такая схема не запрещена.

По информации «Известий», Минпромторг направил в правительство список мер по стимуляции покупки отечественных самолетов. В их числе, как говорится в письме министерства (есть в распоряжении «Известий»), — предложение по передаче субсидий на воздушные суда целиком в ведение Внешэкономбанка. Ранее в программе также участвовали коммерческие банки, в частности Сбербанк и ВТБ. Эксперты констатируют, что в условиях Всемирной торговой организации ВЭБ, который является госкорпорацией, получил значительное преимущество.

С 2010 года применяется механизм предоставления госсубсидий лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках в 2008—2010 годах на закупку отечественных самолетов (самолеты при этом должны попасть в аренду российским компаниям). В связи со вступлением России в ВТО с октября 2012 года российские авиакомпании субсидируются на основе договоров с лизинговыми компаниями, заключенными с Минпромторгом. При этом субсидии предоставлялись лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках и во Внешэкономбанке.

В 2013 году, как следует из материалов Минпромторга, кроме продления этого механизма субсидирования рассматривается вариант кредитования только через Внешэкономбанк. Причем расходы на уплату процентов будут возмещаться не лизинговым компаниям, а ВЭБу — ведь планируется, что тот будет давать деньги по заниженным ставкам и нести убытки. Субсидия призвана обеспечить доступ лизинговых компаний к деньгам на условиях, «сопоставимых с [иностранными] конкурентами», — 2—3% годовых.

Во Внешэкономбанке комментировать новую инициативу правительства отказались. В компании «Ильюшин-Финанс», которая была основной при выполнении постановлений правительства о лизинге самолетов, идею поддержали. Там уточнили, что, поскольку речь шла о крупных кредитах на длительный срок, компания работала с крупными банками, например ВТБ, Сбербанком и самим ВЭБом. Среди перевозчиков, в которые передавались самолеты «Ильюшин-Финанс», — «Владивосток-Авиа», «Полет», «Ангара», Red Wings, «Россия». По словам участников рынка, по программе в парк авиакомпаний попадали самолеты АН-148, Ту-204, МС-21 и Sukhoi Superjet.

С 2009 года «Ильюшин-Финанс» была единственной компанией, которая работала по этой схеме. В 2011-м к ней присоединилась дочерняя компания ВЭБа — «ВЭБ-лизинг». Тогда в рамках Московского авиакосмического салона «ВЭБ-лизинг» заключила соглашение с авиакомпанией «ЮТэйр» и «Гражданские самолеты Сухого». Договор предусматривает приобретение «ВЭБ-лизингом» у «Сухого» 24 самолетов Sukhoi Superjet 100 и передачу их в лизинг «ЮТэйр»; общая сумма сделки — 760,8 млн долларов. В пресс-службе ОАК, куда входит «Сухой», «Известиям» заявили, что намерены и дальше сотрудничать с «ВЭБ-лизингом».

По словам аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, необходимость субсидировать лизинг отечественных судов была вызвана тем, что они отстают от западных аналогов по соотношению цены и операционных расходов.

«По крайней мере, до производства Sukhoi Superjet в гражданской авиации было плохое соотношение «цена-качество», поэтому предпочитали и предпочитают сейчас брать западные модели. Ситуация была такая: если сравнивать «Ту» и Boeing, то у последнего больше вместимость пассажиров и ниже затраты на топливо, поэтому «Ту» получался зачастую убыточным, — отмечает Шенк. — Исходя из этого устанавливалась ставка субсидии, которая позволяла их делать конкурентоспособными».

По словам Шенка, субсидии переводятся во Внешэкономбанк, потому что тот является госкорпорацией. Такая юридическая форма существует в очень малом количестве стран, и с точки зрения ВТО Внешэкономбанк воспринимается как ведомство, поддержка которого разрешена.

«Я думаю, что так или иначе власти будут стараться работать по этой схеме, пока на них сильно не надавит ВТО или они не поймут, что самолеты стали конкурентоспособны», — отмечает Шенк.

С мнением, что господдержка пойдет через госкорпорацию ВЭБ, согласен аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. По его словам, в целом все страны ВТО так или иначе поддерживают свою промышленность в разной форме. При этом ВЭБ как раз ориентирован на выдачу «длинных» денег и поддержку инфраструктурных проектов.

Мария КИСЕЛЕВА

Источник:  Известия
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь