Без специализации будет сложно

10 апреля 2013

Несмотря на то что рынок лизинга вырос почти на треть, руководители лизинговых компаний Сибири достаточно сдержанно оценивают результаты 2012 года. Дальнейший рост участники связывают со специализацией.

Рынок лизинга в 2012 году рос заметными темпами. Прирост объема нового бизнеса в прошлом году замедлился по отношению к рекордному 2011-му (тогда рынок просто-напросто удвоился), но все равно оказался внушительным — 29,6% (см. таблицу). В целом по России «Эксперт-РА» зафиксировал рост на уровне 30%, уральские лизингодатели приросли на 25%. Объем нового бизнеса участников нашего исследования приблизился к 45 млрд рублей.

Динамика отличная, если бы речь шла о традиционных финансовых инструментах вроде кредитования (см. график 1). Но участники рынка недовольны и отмечают падение спроса на лизинг. По словам руководителей лизинговых компаний, наиболее заметное влияние на их развитие оказывает нестабильная ситуация на финансовом рынке, неопределенность ставок, а также коррекция кредитной политики большинства банков. Еще одно важное отличие от прошлого года — спрос рос не только на восстановлении старых связей, прирост количества новых клиентов составил 20%. Повысилась и средняя величина контракта. «Средняя сделка в нашей компании выросла до 1,8 миллиона, это именно сегмент автотранспорта и самоходной техники, мы не специализируемся на таких сегментах, как железнодорожный транспорт или авиа», — делится директор филиала лизинговой компании Europlan в Новосибирске Ксения Геласимова.

Конечно, традиционный розничный лизинг, концентрирующийся на легковых авто и коммерческой технике, может и не вникать в тонкости рабочих процессов. Но лизингодатели, специализирующиеся на работе с производственным бизнесом, должны четко понимать, из какого денежного потока будет возвращаться долг. «Клиенты стали очень осторожно и взвешенно подходить к большим инвестиционным программам. Самое плохое, что производство работает очень нестабильно, приходится долго выстраивать с ними взаимодействие», — говорит генеральный директор «Первой лизинговой компании» Николай Подсосов. Макроэкономическая ситуация заставляет компании либо уходить в розничный рынок и искать новые ниши, либо ждать более благоприятного периода, а наступит ли он, не знает никто из участников рынка. Хотя стоит отметить, что еще год назад даже лидеры рынка с осторожностью говорили о возвращении спроса в производственных сегментах.

Таблица. Рейтинг лизинговых компаний, работающих на территории СФО, по объему нового бизнеса

Специализация

Рынок лизинга до недавних пор был довольно однообразен — автомобили, автомобили и автомобили. Как шутят руководители лизинговых компаний, в кризис директор покупает себе Lexus, потому что без автомобиля точно прожить не сможет, а в период подъема у него появляются деньги на тракторы и переоснащение производства. В 2012 году основной объем нового бизнеса лизингодателям принесли вагоны (см. график 2). Доля железнодорожной техники составила 41%, но не секрет, что все потребности СФО практически полностью закрываются «Альфа-лизингом», «Сбербанк Лизингом» и Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).

Из необычных для Сибири объектов лизинга — самолеты и вертолеты. Лидером по объему предсказуемо является ГТЛК. Стоит отметить контракты этого государственного детища с авиакомпаниями «Томск Авиа» и «КрасАвиа» на поставку малых воздушных судов. Транспорт и спецтехника по-прежнему на высоте. Хотя «Сбербанк-лизинг» отмечает падение в сделках с грузовым автотранспортом. Но есть и положительные тенденции. «Наша компания по-прежнему специализирует на автолизинге, в этом направлении по сравнению с 2011 годом мы выросли на 40% по компании в целом, растем выше рынка (роста рынка продаж автомобилей в 2012 году составил 12%). Если оценивать СФО, то мы заключили 1 401 договор лизинга, прирост составил по сравнению с 2011 годом — 16%. Если говорить о сегментах, растет дорожно-строительная техника, погрузчики и складское оборудование, — отмечает Ксения Геласимова — По 2012 году было снижение продаж к концу года у дилеров легковых автомобилей и спецтехники. На 2013 не прогнозируется высокий рост продаж нового транспорта, мы планируем сделать прирост в районе 30%. Сейчас у нас запущена программа по транспорту с пробегом, она позволит нашим клиентам приобрести в лизинг автомобили с пробегом до шести лет».

Сложно сказать, насколько популярным будет новое направление. Но компании, которые уже активно использовали подобные программы, считают ее долю в продажах невысокой. «Мы занимаемся лизингом б/у техники. В плане спроса доля такого имущества небольшая, но здесь, как правило, клиент, который интересуется такой техникой, в меньшей степени удовлетворяет условиям лизинговой компании. Рост этого сегмента был после кризиса, сейчас он в большей степени касается спецтехники и транспорта без пробега по России», — рассказывает директор филиала «Балтийский лизинг» в Новосибирске Михаил Талапов. Заметный рост наблюдался в таких направлениях, как оборудование для добычи полезных ископаемых и оборудование для производства химических изделий. А вот рост спроса на дорожную технику был простимулирован государством через создание системы дорожных фондов. «Дорожная отрасль сейчас очень ритмично получает деньги. У нас есть с ними сделки, ситуация с расчетами наладилась, сезонного перепада не наблюдается», — отмечает Николай Подсосов.

Новые игроки

Количество лизинговых компаний на рынке не столь велико, и это поначалу наталкивает на мысль о высокой конкуренции. Но сами лизингодатели к появлению новичков относятся абсолютно спокойно. «Для начинающих компаний этот рынок довольно сложный, но при этом молодая современная компания в своей работе проявляет оперативный, индивидуальный подход к каждому клиенту. Это скорее невозможно в больших федеральных структурах, где каждый шаг зарегламентирован», — рассказывает начальник отдела лизинговых операций компании «РЕНАЙС» Григорий Скоров. При этом компания достаточно уверенно набирает портфель.

Да и вообще рынок лизинга Сибири еще далек от насыщения. Поэтому стремительный рост новых федеральных игроков не вызывает удивления при имеющихся у них финансовых и человеческих ресурсах. В 2012 году взрывной рост показала компания «Лизингпромхолд» — самая динамично развивающаяся компания по итогам года в СФО. Являясь дочерней структурой МДМ Банка, компания просто структурировала свою работу, мотивировав кредитных менеджеров банка на работу с еще одним дополнительным продуктом. К тому же банковские лизинговые компании решают на один вопрос меньше, чем частные компании, у них просто отсутствует проблема привлечения средств.

Свой клиент

Если бизнес ищет длинные деньги, то лизинг — это хороший вариант. Представить себе кредит в банке на покупку оборудования сроком, например, на 10 лет — малореально. «Таких длинных проектов у банков нет точно. У нас были сделки по вагонам, а там специфика капиталоемкого бизнеса с долгим сроком окупаемости, и мы заключили договор на 10 лет. Банки максимум дают на пять лет. У нас есть свои преимущества, тем более, если лизинговая компания имеет свои собственные средства. Но в целом в долгосрочных проектах мы стараемся привязываться не к нашей возможности по длинным деньгам, а к экономической целесообразности по эксплуатации предмета лизинга. Если он будет работать пять лет, давать лизинг на семь не имеет смысла», — объясняет Владимир Поликаров.

Кроме длинных денег клиенты любят сервис. Поэтому близость к местным предприятиям очень способствует росту бизнеса по регионам, что стимулирует лизинговые компании активно развивать свои филиальные сети. Наблюдается четкая тенденция движения на восток, где конкуренция на рынке практически отсутствует (см. график 3). «Все зависит от того, с каким сегментом работаешь. Есть компании из Москвы, которые спокойно работают и никогда оттуда не уйдут. За небольшими и средними проектами стоит идти в регионы, а с крупным клиентом зачастую нет смысла в лишних операционных издержках», — говорит директор филиала в Новосибирске ВСК Максим Поправко. В розничных же сегментах близость к клиенту определяет скорость работы. Оперативность заключения сделки и передачи техники остается одним из важнейших критериев выбора. «В 2011 году у нас появились программы экспресс-автолизинг и экспресс-техника, это ликвидная техника стоимостью до 20 млн рублей, которую можно получить в течение трех дней. И таких сделок было достаточно много в 2012 году. Но по данной программе мы не работаем с удаленными регионами, такими как Якутия или Бурятия», — отмечает руководитель Сибирского дивизиона «Интерлизинг» Михаил Цыкунов.

Аналогичные подходы демонстрируют и в других розничных компаниях, концентрируя свои усилия на небольших клиентах. «Малый и средний бизнес — основной наш сегмент. Для ИП мы усовершенствовали экспресс-программу «Простой Европлан», начали работать с клиентами с регистрацией от полугода, финансируем клиентов без предоставления финансовой отчетности, с минимальным количеством документов сделки до трех миллионов. Всего за один день мы можем выдать решение клиенту», — говорит Ксения Геласимова. Сроки согласования сделки довольно смелые, но участники отмечают приемлемость такого подхода в отношении высоколиквидной техники. «У нас также есть опыт в экспресс-лизинге. В начале прошлого года мы запустили линейку так называемых «розничных» продуктов по лизингу автотранспорта. Опыт показал себя довольно позитивным, объем автолизинга значительно увеличился. Благодаря таким продуктам в сочетании со стоимостью услуг нам удалось показать большой рост в 40% по СФО с увеличением доли более ликвидного имущества. В экспресс-лизинг чаще берут легковой и легкий коммерческий транспорт, а также недорогую строительную технику», — отмечает директор филиала в Новосибирске «Балтийский лизинг» Михаил Талапов.

Рынку лизинга грозит слабый рост в 2013 году, а то и вовсе стагнация при слабом росте экономики в целом. «Если говорить о конкуренции, то кроме ставок есть еще дополнительные условия — аванс, срок, вид графика платежей, балансодержатель и т. д. Когда клиент берет оборудование в лизинг, и мы можем предложить ему, к примеру, срок лизинга пять лет вместо трех-четырех в другой лизинговой компании — это, конечно, существенный плюс нашего предложения. Также мы можем предложить сезонный график и различные другие варианты графиков лизинговых платежей. При этом ставка может быть даже выше других лизинговых компаний, но именно эти условия в совокупности будут интересны клиенту», — отмечает Константин Грибов. Хотя у некоторых компаний наблюдается явный оптимизм, особенно это касается розницы. Что касается нерозничных сегментов, опытные компании говорят о необходимости специализироваться в своих сегментах и искать именно там свои возможности для роста. «Конкуренция будет расти, динамика будет невысокая, будут приходить федеральные игроки и двигаться они станут в сектора транспорта. Лизинговым компаниям будет непросто, а без специализации даже сложно. Путь к стабильности — технология, сервис и отработка компетенций», — констатирует Максим Поправко.

Государство-поручитель

В конце 2012 года Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области представил новый продукт. Речь идет о предоставлении поручительств по договорам финансовой аренды. «Фонд может выступать поручителем по договорам лизинга до 70% от стоимости предмета лизинга, за вычетом авансового платежа и НДС. Объем поручительства за предпринимателей по договорам лизинга может доходить до 15 млн рублей, а для малых инновационных компаний — до 35 млн рублей. Поручительство предоставляется предпринимателям, которые приобретают новое оборудование, автотранспортные средства (за исключением легковых автомобилей), сельхозтехнику и т. д. Для вступления в программу поручительства лизинговой компании необходимо подать заявку на конкурс. Заявку мы рассматриваем в течение 10 дней. На данный момент заключено соглашение о сотрудничестве с «Новосибирской лизинговой компанией», — рассказывает ведущий экономист Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области Антон Ромашев. По словам экспертов рынка, для лизинга данная схема пока интереса не представляет. Весомость поручительства не такая уж и явная, но есть очевидные дополнительные возможности, которые фонду и власти стоит использовать. По словам Владимира Поликарова, аналогичная программа работает в Кемеровской области два года, но ни одной сделки его компания с использованием этой схемы не провела. Неплохой идеей, высказанной на круглом столе, было объединение выдачи поручительств и субсидирования платежей.

График 1. Динамика рынка лизинга Сибири в 2012 году

График 2. Динамика рынка лизинга Сибири в 2012 году

График 3. Объем нового бизнеса по географии

Евгения МАРКОВА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Эксперт Сибирь
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь