Организация взяла у лизинговой компании автомобиль. Само собой в лизинг. Договор заключили. Лизинговая компания автомобиль застраховала. И стала получать положенные лизинговые платежи. А организация оказалась такая молодец — взяла и выплатила все лизинговые платежи раньше срока — на два месяца. Передовик! От этого неприятность и получилась.
Буквально через месяц (после выплат) водитель организации «не учел дорожные и метеорологические условия, неверно выбрал скорость движения, что стало причиной съезда автомашины на обочину и ее опрокидывания». Авария — дело неприятное, но есть страховка! И тут оказалось, что страховка была, но сплыла. Ровно за пять дней до аварии страховка автомобиля (от лизинговой компании) закончилась. В рабочих процедурах лизинговой компании случился какой-то сбой. Возможно, менеджер решил — раз клиент все оплатил, то машина уже его. И, наверное, поэтому менеджер не стал оформлять новую страховку. Вроде как это уже головная боль организации, а не лизинговой компании. Или, в крайнем случае, авось месяц без страховки как-нибудь обойдемся. А тут вдруг выясняется, что акт приема-передачи автомобиля от лизинговой компании в организацию еще и не оформлен. Срок договора лизинга еще не истек, поэтому и акт приема-передачи не сделали.
Раз страховки не было, то организация сама оплатила ремонт машины. Но в договоре лизинга было: «переданные в лизинг с правом выкупа транспортные средства подлежат страхованию лизингодателем, в том числе от риска причинения ущерба на период до момента передачи автомашин в собственность лизингополучателю». Вышло, что лизинговая компания виновата в том, что договор страхования не заключили. Тем более что по прежнему договору страхования лизинговая компания «обязалась после получения страховой выплаты перечислить ее лизингополучателю».
Организация потребовала с лизинговой компании возместить стоимость ремонта. Лизинговая компания уперлась — все платежи перечислены, значит, договор лизинга закончился — дальше сами — без нас. Начались суды, которые принимали решение то в одну, то в другую сторону. Поскольку ни одно из решений стороны не устроило — пришлось подключать к окончательному решению этого вопроса Высший арбитражный суд РФ. И ВАС РФ этот вопрос закрыл окончательно.
Во-первых, для чего нужна страховка. Чтобы минимизировать неприятности от разных проблем. И хотя ДТП устроил работник организации, но на лизинговой компании лежит вина за то, что она не минимизировала эту негативную проблему — потому что не заключила вовремя договор страхования.
Во-вторых, лизинговые платежи включали в себя и возмещение оплаты страховки транспорта. Каждому понятно, что все свои расходы лизинговая компания в итоге возьмет со своего клиента. А тут выходит денежку на возмещение страховки (в составе лизингового платежа) компания получила, а застраховать — не застраховала. А клиент надеялся, что раз он все платежи сделал правильно, то и лизинговая компания все сделает правильно со своей стороны.
За оплошности надо отвечать. Поэтому ВАС РФ решил, что надо взыскать с лизинговой компании и стоимость ремонта, и стоимость экспертизы по оценке ущерба от ДТП.
Выводы и Возможные проблемы: Договор лизинга не закончен, пока не истек указанный в нем срок. И стороны должны в течение этого времени выполнять взятые на себя обязательства.
Материал подготовлен ООО «Агентство деловой информации» совместно с центром правовой информации «Эксперт»
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|