Лизинг сходит с рельсов

4 923
17 апреля 2013

Сокращение сегмента железнодорожной техники в 2012 году заметно повысило диверсификацию лизинговых портфелей. Сделать тенденцию диверсификации долгосрочной могут сами лизингодатели, указав ее в своих стратегиях и строго их придерживаясь.

В минувшем году рынок лизинга фактически топтался на месте. По итогам 2012 года объем нового бизнеса показал минимальный рост (+1,5%), а без учета «ВЭБ-лизинга» рынок даже сократился на 5%. Сумма новых сделок за год составила 1320 млрд руб. Годом ранее рынок вырос почти на 80%. Остановка рынка обусловлена резким снижением активности в сегменте ж/д техники (-14%), много лет игравшем роль драйвера рынка.

На фоне сокращения сделок с подвижным составом заметно повысилась диверсификация рынка по сегментам и клиентам. Для поддержания доходности бизнеса лизингодатели переориентировались на другие сегменты, такие как грузовой и легковой автотранспорт (соответственно +19% и +38% по объему нового бизнеса), авиатехнику (+18,5%). Сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте ж/д техники позволило укрепить позиции малому и среднему бизнесу — впервые за четыре года его доля в сделках ощутимо выросла (с 28% до 35% за 2012 год).

ОАО «ВЭБ-лизинг», ОАО «ВТБ Лизинг» и ГК «Сбербанк Лизинг» — такова тройка лидеров рынка (см. табл. 2), которая не меняется уже второй год подряд ни по составу, ни по занимаемым местам в рейтинге по объему нового бизнеса. В совокупности на них пришлось около 37% объема нового бизнеса (43% в 2011 году, 41,1% в 2010 году). Концентрация новых сделок на топ-10 крупнейших компаний немного снизилась, продемонстрировав 63% по итогам 2012 года против 66,5% в 2011 году (в 2010 году — 62,4%, в 2009-м — 50%). Однако доля лидера рынка — «ВЭБ-лизинг» — продолжает расти: в 2012 году она увеличилась на 5,3 п. п. и составила 22,3% (в 2011 году 17%).

В структуре рынка по видам собственности тоже произошли изменения: если в 2011 году более половины рынка занимали государственные лизинговые компании, то теперь их доля составляет 47% (минус 5 п. п.). Увеличилась доля компаний, собственниками которых являются российские частные банки (с 8,9% в 2011 году до 11,4% в 2012 году).

Инфографика («Доля лизинговых сделок с МСБ», «Доля субъектов МСБ»)

Ключевая тенденция 2012 года — снижение доли железнодорожной техники, лидирующего сегмента рынка. Причины — коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема грузоперевозок. Доля сегмента ж/д техники впервые с 2009 года показала отрицательные темпы роста, в сравнении с 2011 годом она сократилась на 7,3 п. п. до 41,3%. Обратная сторона этой ситуации — рост диверсификации рынка. Заметно увеличились другие сегменты рынка: грузовой и легковой автотранспорт, авиатехника, энергетическое оборудование. Совокупная доля грузовых и легковых автомобилей увеличилась на 3,9 п. п. в 2012 году. Значительный рост доли сельскохозяйственной техники объясняется участием в текущем исследовании компании «Росагролизинг» — крупнейшего лизингодателя в данном сегменте. Аналогичный быстрый рост сегмента энергетического оборудования произошел в результате заключения в 2012 году компанией «Бизнес Альянс» крупной сделки с ОАО «Кузбассэнерго».

В целом в 2012 году сократились в объеме 18 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Эксперт РА» в рамках исследований, 20 сегментов рынка продемонстрировали положительные темпы прироста (см. табл. 3). Годом ранее сокращение наблюдалось также в 18 сегментах.

Переформатирование рынка в 2012 году отразилось и на структуре сделок с точки зрения размеров лизингополучателей. Сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте железнодорожной техники позволило укрепить позиции лизинга в малом и среднем бизнесе — впервые за четыре года его доля ощутимо увеличилась (на 6,3 п. п. за 2012 год).

Лидирующим типом имущества в сделках с субъектами МСБ стал грузовой транспорт (28,4% против 11,2% в целом по рынку). В тройку лидеров также вошли легковой автотранспорт и железнодорожная техника. Кроме того, для малого и среднего бизнеса интересны сегменты строительной и дорожно-строительной техники (график 2). Высокодоходный сегмент строительства (в частности, недвижимости) привлекает значительное количество субъектов МСБ, нехватка собственных средств и залоговой базы приводит их в лизинговые компании. «Росту объемов сделок в сегменте МСБ способствует повышение уровня грамотности лизингополучателей. Компании малого и среднего бизнеса совершают по нескольку сделок, набираются опыта, происходит популяризация лизинга, информации о нем становится все больше. Нарабатывается и судебная практика в соответствующей сфере. Поэтому, на наш взгляд, именно сегмент малого и среднего бизнеса будет расти опережающими темпами по сравнению с крупным»,— говорит Олег Литовкин, генеральный директор лизинговой компании УРАЛСИБ.

Способствовать дальнейшей диверсификации портфелей могут сами лизинговые компании, если укажут ее в своих стратегических документах и будут их четко придерживаться. Кроме того, на фоне неопределенности на рынке и для понимания компанией точек роста в будущем составление стратегических документов может стать главным подспорьем для успешного развития бизнеса.

«В целом стратегическое планирование развивается не очень хорошо. Оно может качественно осуществляться только в крупных и средних компаниях. Небольшие компании, которых на рынке большинство, очень сильно зависят от текущей конъюнктуры рынка. Они не могут планировать свою деятельность на длительный срок, так как неизвестно, смогут ли они привлечь банковские кредиты, являющиеся их единственным источником фондирования»,— объясняет Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ОАО ГТЛК.

В условиях неустойчивого развития национальной и мировой экономик вопросы планирования деятельности компаний в среднесрочной перспективе приобретают большое значение. Прогнозирование различных сценариев развития ситуации на рынке лизинга подготовит компанию к преодолению возможных негативных тенденций. В то же время планирование должно включать в себя реальные для выполнения цели, не только финансовые, но и качественные показатели, такие как сохранение качества текущего портфеля на определенном уровне.

«Среди лизинговых компаний стратегическим планированием занимаются далеко не все. Многие, к сожалению, не понимают значимости и практической полезности такого планирования. Преимущественно именно крупные лизинговые компании уделяют значительное внимание разработке стратегии, так как от нее зависит их успешное развитие,— рассказывает Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинг».— Ошибки в стратегическом планировании либо отсутствие стратегии для таких компаний грозят потерей доли рынка. В ГЛК «Газпромбанк Лизинг» разработка и актуализация стратегии развития — это отдельный бизнес-процесс. Стратегическое планирование осуществляется с привлечением как внутренних, так и внешних экспертов. Компании не просто нужны, а необходимы стратегические документы, и их требуется постоянно актуализировать и следить за тенденциями рынка. Кроме этого, в их создании должны принимать участие все заинтересованные стороны компании, включая влияние органов управления».

Среди респондентов (91 компания), ответивших на соответствующие вопросы исследования, 85 компаний (или 93%) имеют разработанные бизнес-планы развития на 2013 год. На наш взгляд, компании, не принявшие участие в опросе, в большинстве своем можно отнести к числу не имеющих стратегических документов (график 3). Таким образом, если рассматривать всех участников рынка, доля компаний без стратегии составит уже не 7%, а внушительные 37%. Треть лизингодателей, таким образом, живет «сегодняшним днем».

Необходимо, отметить разное качество стратегического планирования в компаниях. У одних это только бюджет движения денежных средств по текущим сделкам (что на самом деле нельзя считать даже бизнес-планом). У других — внушительные многостраничные стратегии с подробным SWOT-анализом компании, анализом конкурентной среды и экономики, прогнозом объемов сделок, портфеля и целевых сегментов на три-пять лет вперед. Среди участников опроса 92% респондентов заявили о наличии конкретных цифровых ориентиров и прогнозных показателей в своих стратегических документах.

Важным фактором для выполнения стратегии является наличие в компании лица, ответственного за реализацию бизнес-планов. При этом данный сотрудник должен входить в состав топ-менеджмента, а не являться обычным продающим менеджером, который не имеет полномочий полноценно организовать координацию и контроль выполнения поставленных задач на всех уровнях управления компанией.

Среди респондентов исследования 71% отметили, что в их компаниях определены такие сотрудники. Оставшиеся 29% компаний, на наш взгляд, уделяют недостаточное внимание контролю эффективного выполнения разработанных планов развития.

Наличие долгосрочной стратегии (на период свыше года) подтвердили 46% опрошенных компаний — таким образом, по нашей оценке, более трети участников рынка планируют свою деятельность лишь на годовом временном горизонте (к ним мы относим компании, ответившие нет, и часть компаний, не давших ответа).

Динамика рынка в 2013 году во многом будет зависеть от развития сегмента ж/д техники и стоимости фондирования для лизинговых компаний. В качестве новых драйверов рынка лизингодатели выделяют два сегмента — автотранспорт и строительную (в том числе дорожную) технику. Автотранспорт в целом является стабильным и ликвидным сегментом, а поддержку сегменту строительной и дорожно-строительной техники должна оказать реализация крупных строительных проектов (например, Олимпиада, чемпионат мира по футболу в 2018 году).

Отмененный с начала 2013 года налог на имущество вряд ли приведет к сокращению рынка. Исчезновение эффекта экономии на налоге за счет ускоренной амортизации будет компенсировано отсутствием расходов на уплату этого налога, повышение инвестиционной активности в результате этого затронет и лизинговый рынок, наряду с другими инструментами финансирования. «Отмена налога для движимого имущества никоим образом не должна снизить спрос на лизинговые услуги. Стоимость расходов лизингодателя включается в лизинговые платежи, следовательно, отмена налога приведет к уменьшению суммы платежей по новым договорам»,— говорит Андрей Коноплев. Напротив, в начале года на объемы сделок может позитивно повлиять отложенный спрос со стороны тех предприятий, которые перенесли закупки имущества с конца 2012 года в ожидании отмены налога.

«Наибольший потенциал, с нашей точки зрения, у отрасли коммерческого транспорта. Доля автотранспорта в общем объеме нового бизнеса выросла с 17,6% в 2011 году до 20,7% в 2012 году. Показателем роста данного сегмента лизинга является прогноз продаж автотранспорта,— говорит Максим Агаджанов.— В перспективе ближайших трех лет среднегодовой темп прироста продаж автотранспорта составит 12%. Это говорит о достаточно серьезном потенциале для развития лизинга в этом сегменте. Очень высокий потенциал развития для лизинга в сегменте авиатранспорта. Это связано с большим неудовлетворенным спросом российских авиакомпаний. Например, в период с 2012 по 2016 год планируется ввести в эксплуатацию 325 воздушных судов. Здесь перспективным направлением является лизинг самолетов для региональной авиации. Однако, на мой взгляд, развитие данного направления лизинга должно сопровождаться соответствующей государственной поддержкой в виде программ субсидирования и пр. в связи с социально значимым характером данных сделок и из-за невысокого уровня финансовых показателей российских региональных авиакомпаний. Также интересны сегмент строительной техники и оборудования. В стране продолжает осуществляться масштабное строительство, связанное с Олимпиадой, чемпионатом мира по футболу и пр., это значит, что спрос на такое имущество в ближайшие несколько лет сохранится».

Продолжит, по мнению Максима Агаджанова, развитие и традиционный для «Газпромбанк Лизинг» сегмент нефтегазового оборудования. Суммарно рынок энергетического оборудования и нефтегазового оборудования почти равен рынку легковых автомобилей. Прирост объемов в этих сегментах также значительный: +80% в нефтегазовом и +400% в энергетическом оборудовании по сравнению с показателями 2011 года. В настоящее время развитие нефтегазовой отрасли зависит от модернизации и обновления основных фондов. Это подтверждается высоким уровнем морального и физического износа основных производственных фондов добывающей промышленности. По прогнозу «Эксперт РА», в 2013 году возможны два сценария. Оптимистичный предполагает небольшой рост железнодорожного сегмента и стабильный рост большей части остальных сегментов (главным образом автотранспортного), сопоставимый с предыдущим годом. В таком случае прирост объема новых сделок возможен на уровне 8%, в сумме на 1,42 трлн руб.

Пессимистичный, он же базовый, сценарий предполагает дальнейшее сокращение числа сделок с подвижным составом (в пределах 15%) и слабый рост остальных сегментов рынка. Этот сценарий, на наш взгляд, является более вероятным с учетом замедления экономики, текущей конъюнктуры рынка вагонов и высокой чувствительности лизинга к снижению инвестиционной активности. При таком сценарии темпы прироста рынка будут на уровне 0%, а сумма новых сделок — 1,32 трлн руб.

Галина БЕРЕГОВАЯ

См. инфографику на сайте источника («Существует ли в вашей компании формализованный документ по развитию на период после 2013 года?», «Существует ли в вашей компании бизнес-план на 2013 год?», «Определены ли в компании конкретные сотрудники, которые ответственны за выполнение плана развития?», «Индикаторы развития рынка лизинга», «Структура рынка по предметам лизинга»)

Рейтинг лизинговых компаний России по итогам 2012 года

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь