Автопроизводители ставят на лизинг

7 856
06 июня 2007

Для компаний малого и среднего бизнеса лизинг остается единственным инструментом, с помощью которого можно приобрести новую технику. В 2006 году оборот лизинговых компаний в области грузового транспорта вырос на 119%, эксперты прогнозируют дальнейший рост, в результате которого лизинг техники станет популярнее, чем продажи в кредит.

Парк грузовых автомобилей в России преимущественно состоит из машин старше десяти лет. Однако небольшим компаниям, как правило, не хватает оборотных средств для покупки новой техники. Получение кредита для представителей малого и среднего бизнеса проблематично, так как зачастую у них нет кредитной истории и достаточных активов для обеспечения залога. В этом случае единственным выходом для компаний является лизинг автомобилей.

По данным агентства «Эксперт РА», в 2006 году доля лизинга автотранспорта выросла до 22,2% от всего объема лизинга и достигла $3,5 млрд. Лизинг автотранспорта занимает наибольшую долю среди предметов лизинга у предприятий малого бизнеса: легковой транспорт - около 38,8%, грузовой - около 28,5%.

У лизинга есть ряд основных преимуществ. Оформление документов происходит проще и быстрее, чем при получении кредита. «При лизинге нет необходимости в дополнительном обеспечении предмета лизинга, поскольку по таким сделкам залогом является сам предмет лизинга, он остается в собственности лизинговой компании до полного погашения платежей», - говорит генеральный директор компании «Элемент лизинг» Джеймс Горхем.

При приобретении грузового автомобиля в лизинг из-за особенностей российского законодательства компания получает возможность сэкономить на налогах, отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Александра Мельникова. В частности, лизинговые платежи считаются производственными затратами, что уменьшает налог на прибыль. Также лизингополучатель может возместить НДС, который был уплачен в лизинговых платежах. Кроме того, при лизинге применяется ускоренная амортизация оборудования, говорит аналитик агентства «Эксперт РА» Роман Романовский.

Приобретая автомобиль в кредит, владелец сталкивается с необходимостью сразу заплатить транспортный налог, оплатить страховку, в том числе ОСАГО, налог на имущество и зарегистрировать машину в ГИБДД. При лизинге все эти расходы зачастую берет на себя фактический собственник автомобиля - лизингодатель, говорит директор по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. Он также отмечает, что в отличие от банка, предоставляющего кредит, лизинговая компания может предложить клиентам ряд дополнительных услуг, например прохождение государственного техосмотра или хранение зимней резины.

Стоит отметить, что крупные лизинговые компании могут получить от автопроизводителя скидки при закупке большой партии машин, которые розничным покупателям недоступны. Поскольку лизингодатель заинтересован в хорошем техническом состоянии принадлежащего ему автомобиля, он зачастую берет на себя обязательства по его обслуживанию, отмечает Михайлов.

[B]Лизинг от производителя[/B]

Компании, предлагающие автомобили в лизинг, можно разделить на две группы: независимые и дочерние структуры автопроизводителей. Преимуществом независимых лизинговых компаний является возможность предоставления техники разных марок. Как бы ни был широк модельный ряд производителя, в нем может не быть всех типов машин, необходимых клиенту. Чтобы не обращаться в разные компании, клиент в таких случаях выбирает одного независимого лизингодателя.

В отличие от независимых компаний лизинговые подразделения автопроизводителей, как правило, предлагают продукт одной марки. Однако и у них есть свои преимущества. Основной задачей таких компаний является не получение прибыли от лизинга, а увеличение продаж автомобилей своих марок, и потому условия лизинга у них могут быть выгоднее. Кроме того, дочерним компаниям проще организовать обслуживание автомобилей в фирменных технических центрах, а также гарантировать своевременность их поставок с завода.

Сейчас в России своя лизинговая компания есть у КамАЗа. Партнером группы ГАЗ, выпускающей грузовые автомобили «ГАЗ» и «Урал», является компания «Элемент лизинг», которая, как и сама группа ГАЗ, входит в холдинг «Базовый элемент». Есть свои лизинговые «дочки» и у иностранных производителей грузовиков. Аналитики прогнозируют дальнейшее развитие лизинга от производителя. Компании, которые пока не предлагают собственный лизинг, начнут это делать в ближайшее время, считает аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын.

По словам Александра Михайлова, рынок ожидает прихода крупных западных лизинговых компаний и банков, которые будут заинтересованы в приобретении наиболее успешных российских лизинговых компаний. «Мы не исключаем прихода известных финансовых подразделений автопроизводителей в силу сохраняющих рост продаж автомобилей», - говорит он. В ближайшее время открыть собственный финансовый сервис, который займется лизингом, планирует DaimlerChrysler. В компании надеются таким образом увеличить продажи, так как сейчас темпы роста продаж грузовиков Mercedes-Benz отстают от конкурентов. Лидеры среди иностранных автопроизводителей грузовиков Volvo и Scania уже предлагают свои автомобили в лизинг.

[I]Конкуренция приведет к снижению лизинговых ставок.[/I]

Несмотря на то что лизинг пользуется все большей популярностью, участники рынка констатируют наличие определенных проблем. Если спрос на новые грузовики сейчас превышает предложение, то с подержанными машинами все наоборот: желающих продать старую технику значительно больше, чем желающих купить.

Не все лизинговые компании готовы выкупать у клиентов их старые грузовики в счет первоначального платежа за новый автомобиль, говорит гендиректор лизинговой компании КамАЗа Альфия Гарифуллина. Существующий сейчас высокий спрос на новые грузовики также отражается на работе лизинговых компаний. «Не всегда транспорт нужной модели и комплектации есть в наличии на площадке у дилера, а срок поставки необходимого автомобиля может быть довольно большим», - говорит Джеймс Горхем.

По мнению участников рынка, уже сейчас наблюдается сильная конкуренция в сфере автолизинга, и в ближайшие годы она только вырастет. Это приведет к снижению процентных ставок по лизингу. «Сделки станут прозрачнее для клиентов, и лизинг по популярности будет сопоставим с кредитом. Лизинговые компании начнут снижать аванс, предлагать все больший набор дополнительных услуг», - говорит Александр Михайлов. «Доля приобретаемых в лизинг машин, скорее всего, увеличится ввиду усиления на рынке конкуренции и снижения лизинговых ставок, то есть удешевления услуги для лизингополучателя», - соглашается Роман Романовский.

По прогнозам экспертов и участников рынка, рост продаж автомобилей в лизинг будет превышать темпы роста продаж грузовиков. По оценке лизинговой компании КамАЗа, продажи грузовых автомобилей полной массой от 14 тонн до 40 тонн вырастут к 2010 году не менее чем на 48% по сравнению с 2006 годом, до 137,5 тыс. машин. Продажи в лизинг за тот же период увеличатся в два с половиной раза, до 42,7 тыс. машин.

Сергей ИВАНОВ

Источник:  Банки.РУ
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь