Дебютный выход на открытый рынок

27 сентября 2007

Лизинговые компании стали использовать облигационные займы как еще один источник финансирования проектов. Заимствование средств путем выпуска облигаций является привлекательным способом пополнения ресурсов для деятельности лизинговой компании. Другими словами, выход на рынок ценных бумаг лизинговых компаний – это альтернатива банковскому кредитованию.

Бывалые

Так, ООО «Глобус-Лизинг» имеет значительный опыт привлечения, обслуживания и погашения облигационных займов. За период с сентября 2003 г. по настоящее время компанией размещено шесть облигационных выпусков суммарной номинальной стоимостью 2520 млн. рублей, в том числе в июне 2007 г. — 500 млн. рублей. Два облигационных выпуска в объеме 720 млн. рублей уже погашены.

«Средства привлеченных облигационных займов были направлены компанией на прямое финансирование лизинговых сделок, а также на рефинансирование ранее привлеченных краткосрочных кредитов. Облигационное финансирование, как правило, не требует залога имущества, в связи, с чем при приобретении лизингового имущества за счет облигационных средств компания получает не обремененное залогом имущество, что в дальнейшем расширяет возможности по кредитованию в банках», — делится опытом Павел Коржавин, финансовый директор ООО «Глобус-Лизинг».

Лизинговые компании постоянно заинтересованы в привлечении заемных ресурсов: чем разнообразнее будут источники привлечения, тем лучше. «Одним из наиболее распространенных видов таких заимствований является размещение выпусков ценных бумаг на открытом российском (векселя, облигации, кредитные ноты) и международном (Eurobonds, CLN, IPO) финансовых рынках.

В частности, в конце июля 2007 г. ЛК «Уралсиб» провела на международном рынке первый среди российских лизинговых компаний выпуск необеспеченных рублевых кредитных нот (CLN) на сумму в эквиваленте 100 млн. долларов», — рассказывает Сергей Смирнов, начальник управления финансовых операций ООО «Лизинговая Компания Уралсиб».

Цифры

— Объем дебютного размещения, как правило, составляет 700 млн. — 1 млрд. рублей. Сроки погашения и оферты определяются в соответствии с рыночной ситуацией.

Цель, средства и время

Дмитрий Горизонтов, генеральный директор ООО «Петербургская Лизинговая Компания»: «Надо сказать, что все размещения лизинговых компаний, которые были, пока не выгоднее, чем кредитные ресурсы, которые компании могли привлечь в банках. С другой стороны, первый опыт — это почти всегда конкурентное преимущество на рынке облигаций перед конкурентами. Наша компания пока не вышла на этот рынок, всему свое время. Актуальным выпуск облигаций может быть при наличии условий: стоимость подобного выпуска должна быть дешевле, чем стоимость кредитов. Денежный поток, формируемый лизинговой компанией ежемесячно, должен минимально составлять 500 млн. рублей. Тогда это является хорошим инструментом для внешнего финансирования своих проектов».

Толчок ставший решающим

Лизинговый бизнес достаточно капиталоемкий, и банковское кредитование не всегда обеспечивает все потребности компаний.

А в это время конкуренция на рынке лизинговых услуг растет и, как следствие, снижаются требования к финансовому состоянию лизингополучателей и размерам авансового платежа по договору лизинга. «Многие банки на сегодняшний день не готовы к этим изменениям и отказываются финансировать сделки, не соответствующие «стандартам». Облигационный заем позволяет сделать оценку рисков по сделке прерогативой лизинговой компании (что в целом весьма логично, учитывая, что кредитные риски лизинговой компании при прочих равных условиях ниже кредитных рисков банка)», — говорит Михаил Демченко, руководитель инвестиционного отдела ГК «Интерлизинг». Для лизинговых компаний — дочерних структур банков банковское кредитование является основным источником получения финансирования. «Лизингодатели, не относящиеся к банку, привлекают такие инструменты финансирования, как облигационные займы, эмиссия акций, выпуск векселей и секьюритизация, гораздо чаще. Облигационный заем обычно является следующим этапом после выпуска векселей. Это более сложный, но и менее затратный и перспективный способ развития бизнеса. Прибегая к такому инструменту финансирования, лизинговая компания получает большую степень свободы, так как у нее не возникает дополнительных обязательств перед банком. В результате лизингодатель получает свободу в выборе и оценке клиента, например может использовать скоринговые программы оценки финансового состояния, уменьшать авансовый платеж, разрабатывать и применять новые программы лизинга», — объясняет Дмитрий Туз, генеральный директор ООО «Кюн и партнеры СНГ».

«Однако разместить свои облигации может лишь достаточно успешная компания, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке, обладающая хорошими показателями финансовой устойчивости и демонстрирующая динамичное развитие», -резюмирует Елена Кирова, генеральный директор «Невская лизинговая компания».

Сектор приземления для прыжков с шестом лизинговых компаний — российский фондовый рынок.

Цифры

— Средняя ставка кредитования лизинговых компаний сейчас составляет 12—13% годовых в рублях. В 2004 г. — 17—18% годовых в рублях.

ЕЛЕНА ЛУКЬЯНОВА, «Деловой Петербург» (Санкт-Петербург)

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Деловой Петербург
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь