Перспективный лизинг

7 853
18 декабря 2007
Перспективный лизинг

Намерение самарской лизинговой компании «ЛиКо» открыть филиал в Саратове ничуть не смутило местных игроков. Несмотря на более выгодные ценовые условия, «пришельцы» из других регионов занимают лишь 5% саратовского рынка лизинга. Клиентов привлекает более широкий спектр сопутствующих услуг, а также индивидуальный подход и внимание, которое местные компании оказывают каждому потенциальному заемщику. За это они готовы пожертвовать разницей в цене предмета лизинга в 1−2%.

Есть куда расти

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2006 году совокупный портфель российских лизинговых компаний (ЛК) составил 12 млрд долларов — почти на две трети больше, чем в 2005 году. В первом полугодии 2007 года портфель прирос еще на 72% и достиг 33,5 млрд долларов. Темпы прироста доходов лизингодателей от их основной деятельности по сравнению с 2006 годом увеличились на 120%, однако эксперты уверены, что этот рынок находится еще на начальной стадии развития. Так, по мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» Сергей Семенов. За счет индивидуального подхода к клиенту и более либеральной оценки его финансового состояния самарская компания намерена уже через год вывести свой саратовский филиал на самоокупаемость.

Кто есть кто

Конкуренция на саратовском рынке лизинга сегодня невелика: он, по сути дела, поделен между пятью местными компаниями. Лидер — «Поволжский Лизинговый Центр», его доля превышает 30% всего рынка. По данным компании, на 1 октября компания имела 180 клиентов. Почти 50% ее портфеля занимают грузовой и легковой транспорт.

Второе место (чуть более 27% и 21 клиент) принадлежит ООО «Экспресс-Волга-Лизинг», лизинговому подразделению одного из крупнейших саратовских банков — «Экспресс-Волга». Не сильно отстал молодой, но амбициозный «ЭкономЛизинг», связанный с другим местным кредитным учреждением — Экономбанком. Хотя эта компания начала свою деятельность лишь в прошлом году, ее портфель уже перевалил за 588 млн рублей, что обеспечило ей 23% регионального рынка лизинга. «Лизинговые технологии» — кэптивная компания саратовского холдинга «Группа компаний WDB», ей принадлежит около 8% рынка. Доля независимого игрока «ИЛК-Центр» составляет чуть более 7%.

Большинство кэптивных компаний мало заинтересованы в развитии лизинга как бизнеса. Так, в качестве новых крупных проектов «Лизинговые технологии» развивают лизинг оборудования для компаний, входящих в материнский холдинг, что снижает риск невозврата. Однако не все фокусируют свою деятельность вокруг материнской компании. К примеру, «ЭкономЛизинг» работает с волгоградскими госпредприятиями «Подводречстрой» и «Волгоградметрострой», а также выиграл тендер на поставку металлообрабатывающего комплекса для саратовской компании «Торекс» на сумму два млн евро (около 72 млн рублей). На будущий год компания планирует заключение контрактов с целым рядом крупнейших строительных организаций Саратова, а также с предприятиями, работающими в машиностроении и дорожной отрасли.

В отличие от кэптивных компаний, независимые игроки (ПЛЦ и «ИЛК-Центр») испытывают куда большие проблемы с финансированием, зато они не ограничены единственным банком и, стало быть, обладают высокой мобильностью.

Чем заманить клиента

По оценке игроков саратовского рынка лизинговых услуг, сегодня конкуренция на нем не угрожает их выживанию. В «Лизинговых технологиях» считают также маловероятным развитие процессов слияния и поглощения. Пока местным фирмам удается выигрывать за счет индивидуального подхода к каждому клиенту, что не под силу федеральным игрокам, чья деятельность в регионах сильно зарегламентирована.К тому же они, по мнению директора компании «Экспресс-Волга-Лизинг» Михаила Кудряшова, несмотря на возможность привлечения более дешевых ресурсов, не отличаются выгодными предложениями, особенно для малого и среднего бизнеса.

У генерального директора «ЭкономЛизинга» Игоря Леонгарда несколько иное мнение. Он полагает, что начавшаяся в 2004 году региональная экспансия московских игроков приведет к тому, что уже через два-три года небольших лизинговых компаний в Саратове не останется, однако три-четыре крупнейших оператора, используя неценовые факторы, смогут успешно противостоять инорегионалам. Так, в «Лизинговых технологиях» гордятся накопленной с июня 2002 года базой постоянных клиентов, наработанными подходами к привлечению новых потребителей и территориальной близостью к ним, возможностью решать возникающие вопросы оперативно (без обращения в головной офис), а также более лояльным подходом к определениюплатежеспособности клиента и размеру ежемесячных платежей.

«В отличие от инорегиональных филиалов, мы гибко подходим к величине первоначального взноса, помогаем клиенту в работе с поставщиком, быстро регистрируем автотранспортное средство, — разъясняет обстановку Игорь Леонгард. — Нашей отличительной особенностью является и то, что все решения по сделке оперативно принимаются у нас же в офисе, а стандартный срок по оплате и оформлению документов составляет всего один-два дня». Г-н Леонгард не удержался от сравнения и вспомнил, что ремонт автобуса, предоставленного в лизинг одной из федеральных компаний, сопровождался двухнедельными переговорами по поводу исполнения установленного Москвой регламента. А в результате из-за неточного оформления документов клиенту пришлось брать все расходы на себя.

Перечисленные неценовые факторы нивелируют существующую сегодня на саратовском рынке разницу 1−2% в удорожании предмета лизинга.

Саратовский рынок лизинга находится в начальной стадии своего формирования, и местные компании, можно сказать, снимают с него сливки. К примеру, «ЭкономЛизинг» в 2008 году намерен увеличить объем контрактов на 30−40%. Столь амбициозные планы вряд ли омрачит экспансия инорегионалов: при потенциальном трехкратном росте рынка места на нем хватит всем.

Максим КИСЕЛЕВ

Источник:  Эксперт Волга

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь