Лизингодатели «играют в малый бизнес»

9 796
19 декабря 2007
Лизингодатели «играют в малый бизнес»

Лизингодатели дробят свои портфели не от любви к малому бизнесу, а от конкуренции: маленькие клиенты проще больших.

Объем услуг лизинговой отрасли в России идет на рекорд. По данным РА «Эксперт», объем рынка за первое полугодие 2007 года составил 16 млрд долларов, а суммарный портфель всех
лизинговых компаний — 33,5 млрд долларов. Однако участники рынка считают эту статистику недостаточно репрезентативной из-за влияния крупных компаний-монополистов: РАО «РЖД», РАО «ЕЭС» и предприятий авиационного блока. Реальный рост рынка существенно меньше — 30—60% в год.

Малые и средние

Наибольший спрос на лизинг — в сегменте малого и среднего бизнеса, в сумме 72%. «В нашей компании проекты с малым бизнесом занимают все большую долю, — говорит Алексей Мятлик, начальник отдела лизинга оборудования «Глобус-Лизинг». — Объем требуемого для них финансирования в 2007 году увеличился на 35—40% по сравнению с 2006 г».

Дмитрий Самодуров, генеральный директор «Универсальной Лизинговой Компании», считает, что перспективность отрасли малого бизнеса можно было заметить и раньше: «У нас в портфеле около 70% составляет средний и малый бизнес, и эта их доля в последние годы не менялась». По его мнению, основу портфеля большинства лизингодателей составляет не малый, а средний бизнес: совсем маленьким фирмам, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН), лизинг не очень интересен. «Тем, кто работает по УСН, приходится покупать услугу вместе с НДС, а предъявить его к оплате они не могут. Поэтому им приходится платить на 18% больше».

Только потенциал

Впрочем Кирилл Царев, директор группы компаний «Интерлизинг», отмечает, что в краткосрочном периоде крупный бизнес играет пока основную роль: «С точки зрения перспектив малый и средний сегмент растут больше, чем сегмент крупных предприятий, но все равно большую часть объема в ближайшие годы будет занимать именно он». Банкам легче давать в лизинг дорогое, а значит высоколиквидное оборудование, которое может покрыть все риски по невыплатам.

Лизинг как спасение

Для малых и средних предприятий лизинг — это зачастую единственный способ получить финансовые ресурсы. Банки кредитуют малых неохотно, а «черные» кредиты опасны для здоровья и имеют слишком высокий процент.

Процент по лизингу, конечно, выше, чем по кредиту, но не сильно. «Эффективная ставка по лизинговой услуге может составлять 15—20% на остаток, по кредиту — 12—14%, максимум 18%», — говорит Артем Кушнарев, директор по экономике и развитию компании «Буер». Кроме того, лизинг для средних предприятий приносит налоговые преимущества. «Процент по лизингу идет в возмещение НДС — это основной плюс. Если оборудование покупаешь, оно сразу падает на баланс и возникает огромный НДС к возмещению. Государство его должно возмещать, но я ни разу не слышал, чтобы возместили, а вот проверка придет обязательно, -отмечает Артем Кушнарев. Если же взял оборудование в лизинг, то НДС к возмещению как бы «размазан» по всему сроку».

Темные «лошадки» для рынка

Основные минусы для лизинга малого бизнеса — низкая финансовая устойчивость и сложности с оценкой деятельности. «Малые предприятия для лизинга более рискованны: часто они не имеют представления даже о своем бизнесе, не говоря уже об отрасли», — говорит Дмитрий Самодуров. Еще одна проблема — низкая финансовая устойчивость малых предприятий. «Следует отметить меньшую прозрачность деятельности малого бизнеса, что негативно отражается на выполнении обязательств по выплате лизинговых платежей», — считает Алексей Мятлик, начальник отдела лизинга оборудования «Глобус-лизинг». Лизинговые компании уходят от подобных рисков, вводя дополнительные требования: право собственности на помещения, фиксированный % аванса. Кроме того, малый бизнес интересен только по высоколиквидному оборудованию (автотранспорт, недвижимость), чтобы покрывать все риски.

Отдельный подход к массовым клиентам

Лизингодатели ради малого бизнеса создают не только специальные требования, но и специальные «льготные» условия. Среди них — уменьшение суммы сделки до 15—20 тыс долларов, гибкие платежи, сезонные отсрочки. Основная добродетель — это гуманный подход к должникам. Изымать и продавать объект лизинга будут в последнюю очередь, после того, как исчерпаны другие методы убеждения.

Неожиданный успех

«Нами разработана программа «Малые проекты», которая позволяет
реализовывать проекты от 1 млн рублей, — рассказывает Алексей Мятлик. При этом
процедура рассмотрения подобных проектов упрощена за счет специально подготовленной скоринговой системы оценки проекта и финансово-хозяйственной деятельности лизингополучателя. Программа была запущена весной 2006 г. с прогнозом реализации 200 млн рублей, но уже через два месяца объем инвестиций превысил 500 млн рублей, а к концу 2006 г. достиг 1 млрд рублей».

Основная причина внимания к мелким предприятия в том, что рынок крупных клиентов уже «выбран». «Несколько компаний крупного бизнеса дают оборот больше, чем десятки малых предпринимателей, — говорит Кирилл Царев. С другой стороны, сотня малых клиентов одновременно обанкротиться или уйти к конкурентам не может». К тому же, крупные клиенты «избалованы» — они объявляют тендеры на оказание им услуг лизинга и устраивают лизингодателям жесткую ценовую конкуренцию».

Оценка на дому

Анализ малых предприятий часто осуществляется с выездом на место к заемщику, анализируется официальная бухгалтерская отчетность и первичные бухгалтерские документы, на основе которых банком составляется управленческая отчетность. Банк ставит перед собой задачу разобраться в бизнесе предприятия и понять реальную ситуацию владения активами.

Однако малый бизнес для банков и прочих организаций, предоставляющих финансовые ресурсы перспективен, так как растет динамичнее, предъявляет большой спрос на деньги и готов платить больше. «Компании малого и среднего бизнеса не настолько избалованы и находятся в не столь конкурентных условиях. Они соглашаются брать в лизинг по более высоким ставкам. Часто небольшим компаниям более важна скорость и простота оформления лизинга, а не финансовые условия, хотя они, тем не менее, четко просчитывают свои возможности произвести расчеты с лизингодателем», — считает Дмитрий Корчагов, генеральный директор «Региональной Компании «НОМОС-Лизинг».

По словам Ольги Володиной, заместителя председателя правления Банка «Санкт-Петербург», в конце 2006 г. банк подписал соглашение с Европейским Банком Реконструкции и Развития, в рамках которого было предоставлено кредитных ресурсов на сумму 30 млн долларов, которые полностью освоены. Сейчас банк «Санкт-Петербург» утвердил собственная программа кредитования малого бизнеса.

Без бумажки ты — букашка

Принимая решение о выдачи кредита, банк хочет знать абсолютно все о заемщике, особенно если видит его у себя впервые.

«Мы часто и активно пользуемся кредитами банков и аккуратно их возвращаем, — говорит Артем Кушнарев. Но получить их не всегда просто. Если есть имя, сложившаяся репутация и кредитная история в данном банке — то получение кредита или лизинга под оборудование намного упрощается, нужен минимальный пакет документов. А если приходишь в банк первый раз, то нужен огромный пакет документов: кроме финансовой отчетности нужна информация об учредителях, структуре собственников и бизнес-план с прогнозом денежных потоков, куда будет использоваться оборудование, проект контракта с поставщиком. Это делает процедуру получения денег очень затянутой, что не может положительно сказаться на бизнесе».

Мария ЕВНЕВИЧ

Источник:  Деловой Петербург

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь