Двадцать проблем инвестора

3 843
27 февраля 2008
Двадцать проблем инвестора

Торгово-промышленная палата готовит доклад об ин­вестиционном климате в Рос­сии. В нем будут обозначены «узкие места», которые меша­ют инвесторам, и предложены меры для их «расшивки». Об этом сообщил 26 февраля 2008 года предсе­датель Комитета ТПП по инвестиционной политике Ан­тон Данилов-Данильян.

В последние годы условия для вложения частных денег в российскую экономику заметно улучшились, но ряд моментов требует совершенствования, пояснил Данилов-Данильян корреспонденту «РГ». В докладе, по его словам, бизнес выделит примерно 20 основных проблем, с которыми сталкиваются инвесторы. Этот документ будет готов в мае, а затем предприниматели собираются передать его новому главе государства и кабинету министров.

Между тем вчера в беседе с корреспондентом «РГ» Данилов-Данильян выделил четыре особенно актуальные, на его взгляд, темы. Во-первых, это механизм гарантирования инвестиций. Так, например, вложения инвесторов, пояснил собеседник, не защищены от рейдерских атак, то есть незаконного захвата собственности. Эта проблема, о которой давно говорит бизнес, касается, впрочем, не только отечественных, но и зарубежных предпринимателей. И для того чтобы дать бизнесу гарантии безопасности, надо более четко прописать защиту прав собственности, добиться выполнения законов, улучшить корпоративное законодательство. Кроме того, предлагает Данилов-Данильян, бизнес должен быть уверен в том, что его долгосрочные проекты «не подорвут» изменения в законодательстве, например, налоговом. Эксперт предлагает использовать так называемую «дедушкину оговорку». То есть зафиксировать, что независимо от законодательных изменений на срок окупаемости проекта условия для инвестора останутся прежними.

Еще один вопрос, который беспокоит инвесторов, продолжает Данилов-Данильян, это ограничение по доступу к инфраструктуре. По идее, когда инвестор принимает решение развернуть проект, он рассчитывает, что у него не возникнет проблем при подключении к электрическим сетям, газовым трубам, выходу к дорогам. Это может быть лишь вопрос цены подключения к таким услугам. Но на практике на инвесторов нередко «навешивают» дополнительные обязательства по прокладке линий электропередачи, газовых труб, дорог. Это очень затратные стройки, и нередко на них приходится до 50 процентов от стоимости всего проекта, говорит собеседник «РГ». Тут, впрочем, можно заметить, что к проблеме снятия инфраструктурных ограничений государство подступилось совсем недавно. Но строительство новых электрических мощностей, дорог требует не только денег, но и времени. Пока рецепта, как ликвидировать эти узкие места в короткий срок, бизнес не предлагает.

Третья проблема, на которую советует обратить внимание Данилов-Данильян, это условия для ввоза оборудования, необходимого для переоснащения производства. Сейчас, по его словам, сроки таможенного оформления такого импорта у нас в стране почти в два раза больше, чем в других государствах.

Наконец, еще один момент, который планируется выделить в докладе ТПП, — развитие лизинга, то есть финансовой аренды. Такой способ получения оборудования особенно привлекателен для малого и среднего бизнеса, где не всегда есть средства на его покупку. В этом случае предприниматели могут взять оборудование в «прокат» у лизинговых компаний. Сейчас на российском рынке работает примерно 450 фирм, специализирующихся на этой услуге. По экспертным оценкам, годовой объем рынка составляет около 40 миллиардов долларов. Но потенциальная емкость рынка намного больше, считают специалисты. Правда, и здесь есть свои проблемы. Антон Данилов-Данильян: Для того чтобы дать бизнесу гарантии безопасности, надо более четко прописать защиту прав собственности.

Так, лизинговые компании сетуют на недобросовестность клиентов — лизингополучателей. Иногда они берут в аренду оборудование, а потом исчезают после внесения одного-двух платежей. Для борьбы с «плохими» клиентами представители бизнеса собираются составить список «черных дебиторов».

В свою очередь клиентов часто не устраивает цена оборудования, отдаваемого в лизинг. Иногда для крупной фирмы проще взять в банке кредит, чем тратиться на такую аренду, а малый и средний бизнес просто вынужден отказываться от таких услуг. В лизинговых схемах можно использовать ресурсы банков и с их помощью финансировать большее количество проектов, предлагают эксперты. Впрочем, детали такого механизма пока не проработаны. Между тем, считают специалисты, в ближайшее время лизинговые схемы могут быть востребованы и при реализации масштабных проектов. Так, например, современное оборудование наверняка понадобится при дорожном строительстве. Его масштабы за несколько лет должны серьезно увеличиться, но покупать новое оборудование для стройки смогут не все компании.

Елена КУКОЛ

Источник:  Российская Газета

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь