Модуль Леасофт БКИ

Прививка от кризиса

14 октября 2010
Прививка от кризиса

Сегмент финансовой аренды (лизинга) оказался одним из наиболее пострадавших в период кризиса. С рынка ушли многие компании, которые еще пару лет назад демонстрировали феноменальные темпы роста. Как выяснилось, риск дело не столько благородное, сколько крайне опасное, особенно для отрасли финансовых услуг. Уроки периода нестабильности оказались болезненными, но позволили выжившим приобрести своего рода «иммунитет».

Сейчас многие участники рынка лизинга в России вспоминают кризис как страшный сон: объемы сегмента всего за год сократились, по различным оценкам, в 3—5 (!) раз. Но теперь ситуация начала выравниваться. «Рынок прошел острую фазу кризиса, однако отрасль хотя и находится на пути восстановления, но достигнет докризисных объемов не раньше чем через год-два. Что касается отдельных сегментов рынка, то спрос на лизинг строительной техники, обрабатывающего оборудования невелик», — констатирует генеральный директор «ВТБ-Лизинг» Андрей Коноплев. «Да, острая фаза кризиса уже пройдена. Начиная со второго полугодия 2009 года можно отметить активизацию спроса со стороны потенциальных лизингополучателей, а также увеличение предложения со стороны лизинговых компаний, которые снизили свои ставки, вновь начали предлагать клиентам выгодные продукты и привлекательные условия лизинга», — добавляет финансовый директор лизинговой компании «Центр-Капитал» Елена Адамова. За первые шесть месяцев текущего года можно было наблюдать значительный рост объема новых заключенных лизинговых сделок, что подтверждает тенденцию к восстановлению лизингового рынка. Однако о полном выходе из периода нестабильности можно будет рассуждать, когда объемы инвестиций предприятий в основные средства вернутся на докризисный уровень. Но об этом пока говорить не приходится. Наибольший спад произошел в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении. Эти отрасли выходят из кризиса несколько медленнее, чем остальные. Хотя и здесь уже виден рост выпуска, особенно легковых автомобилей. В связи с сокращением бюджетных расходов на финансирование федеральных целевых программ, то есть на строительство дорог, школ, больниц и т.д., существенные трудности испытывают предприятия, обслуживающие эти госзаказы.

Проблемы имеются и в сегменте лизинга вагонов. «Сегодня финансовая устойчивость таких контрактов (лизинга железнодорожного подвижного состава. — Прим. «Ко») очень мала. В случае если на рынке начнется даже небольшая вторая волна, таким компаниям будет нелегко, — рассказывает о положении в своей отрасли руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин. — Возможно, оптимальным способом выхода из такой ситуации может стать продажа вагонов (вместе с обязательствами по финансовому лизингу или кредиту) с одновременным заключением контракта аренды. Это то, что мы называем возвратным лизингом. Вполне возможно, что на рынке собственников вагонов в ближайшее время начнется консолидация именно на основе подобных продуктов, тем более что цены на вагоны прекратили бурный рост и находятся на «достойном» уровне». Однако далеко не все сегменты продолжают пребывать «на дне». «Довольно хорошо чувствуют себя отрасли, ориентированные на конечный потребительский спрос», — отмечает коммерческий директор компании Юниаструм Лизинг Алексей Буераков. Прежде всего, это производство почти всех товаров народного потребления (ТНП). Доходы людей во время кризиса оставались довольно стабильными, и это обстоятельство поддержало спрос на ТНП и услуги для населения. В дополнение к этому некоторые отрасли, особенно пищевое производство, выиграли от эффекта импортозамещения в результате частичной девальвации рубля. Неплохо себя чувствуют компании, производящие и распределяющие электроэнергию, газ и воду, в результате повышения тарифов на ЖКХ в 2009 году. Традиционно хорошо дела идут у добывающих, сырьевых и смежных с ними предприятий.

Болезни роста

Причину столь серьезных проблем лизингового рынка в период кризиса эксперты видят в опережающем росте этого сегмента, который он демонстрировал до 2008 года. «Последние три-четыре года перед кризисом рынок лизинговых услуг развивался очень бурными темпами, появилось много новых игроков, действующие участники увеличивали лизинговые портфели, что привело к нарастанию ценовой и неценовой конкуренции и усилению влияния клиента на условия сделки», — вспоминает Андрей Коноплев. Фактически клиенты диктовали свои условия, так как игроков на рынке лизинга было много и отдельные готовы были идти даже на демпинг ради увеличения своего присутствия в сегменте. Первое «дуновение» кризиса лизинговые компании ощутили на себе еще в середине 2008 года, когда некоторые предприятия начали экономить, откладывая обновление основных средств. Но по-настоящему «страшным» стал конец 2008 года, когда многие клиенты в одночасье оказались неплатежеспособными. Ситуация развивалась стремительно, уже в первой половине прошлого года рынок финансовой аренды достиг «дна». Его объемы рухнули в разы, и, как рассказывает Елена Адамова, «небольшие независимые лизингодатели в регионах приостанавливали свою деятельность или полностью уходили с рынка, закрывали свои филиалы и крупные федеральные игроки». «В период кризиса финансирование лизинга фактически проводилось только в тех сегментах, где присутствуют лизингодатели, финансируемые крупной «материнской» компанией (в основном банками) либо государством», — констатирует Андрей Коноплев. Дмитрий Бовыкин опять же приводит в пример катастрофическую ситуацию, которая сложилась в период кризиса в сегменте лизинга железнодорожного транспорта. «Объем нового бизнеса у лизинговых фирм в сегменте ж/д техники снизился в шесть раз. Большинство компаний столкнулось с неплатежами клиентов», — отмечает эксперт. Но массового возврата вагонов и передачи их новым клиентам тем не менее не случилось. Многие лизинговые компании предпочли оставить вагоны текущим клиентам и реструктурировать имеющиеся контракты финансового лизинга, так как найти «под вагоны» нового клиента в тех условиях было маловероятно. Подобный расчет оправдался. Уже во второй половине 2009 года рынок ж/д перевозок начал быстро восстанавливаться, спрос на вагоны возник вновь. Но долговая нагрузка на клиентов лизинговых компаний возросла (в результате реструктуризации контрактов финансового лизинга). Размер выплат существенно увеличился: некоторым клиентам приходится отдавать почти все средства, заработанные на вагоне.

«И их осталось восемь»

Но нет худа без добра: кризисные явления в экономике помогли очистить рынок от неконкурентоспособных фирм, при этом ведущие лизинговые операторы продолжали свою работу даже в самое неблагополучное время. «Выжили лизинговые компании, которые имели эффективные процедуры работы с проблемными активами, смогли сохранить портфель. Компания «Центр-Капитал» в 2009 году изменила свое стратегическое развитие в сторону повышения эффективности деятельности и оптимизации бизнес-процессов для подготовки к дальнейшему росту экономики», — рассказывает Елена Адамова. Для поддержания безупречной кредитной истории большое внимание «Центр-Капитал» уделял сохранению достаточной ликвидности, чтобы в полном объеме исполнять обязательства перед кредиторами и партнерами, а также произвести погашение находящегося в обращении облигационного займа. Компания продолжала в течение всего года заключать лизинговые договоры. «Мы начали сразу несколько крупных проектов по автоматизации бизнес-процессов, которые планируем завершить в 2010 году», — добавляет представитель «Центр-Капитала».

«Действительно, с рынка ушли, прежде всего, лизингодатели, бравшие на себя высокие кредитные риски клиентов, а также лизингодатели, которые безответственно относились к процентным, валютным рискам и риску ликвидности, то есть не сбалансировали цену, срочность и валюту привлеченных средств с соответствующими параметрами размещения этих ресурсов», — подтверждает Алексей Буераков. Лизинговые операции — это довольно сложный вид деятельности, требующий глубокой компетенции и опыта, а также определенного запаса финансовой устойчивости у лизингодателя. Полезная роль кризиса состоит в том, что он «очистил» рынок от большого числа непрофессиональных лизингодателей, которые своими действиями создают в итоге сложности для клиентов и тем самым отчасти дискредитируют само понятие лизинга. По результатам кризиса опрошенные «Ко» эксперты ожидают активизации процесса укрупнения и консолидации лизинговых компаний, что, безусловно, пойдет на пользу и самой лизинговой отрасли, и клиентам-лизингополучателям. В последнем случае выгода очевидна, ведь уход лизингодателя с рынка может привести к серьезным проблемам лизингополучателя. Поэтому участники рынка советуют своим нынешним и потенциальным клиентам вспомнить о советах, которые они давали еще до кризиса: выбирая себе партнера в лизинговой отрасли, нужно в первую очередь отдавать предпочтение не стоимости его услуг, а стабильности бизнеса оператора. Не секрет, что с рынка в период экономического неблагополучия ушли по большей части как раз молодые фирмы, обеспечивавшие себе агрессивный рост за счет заниженных тарифов.

Риск — дело неблагодарное

Основной урок, который участники лизингового рынка вынесли из кризисного времени, — это понимание необходимости очень серьезно относиться к оценке уровня рисков той или иной сделки. «Значительно большее внимание лизинговые компании стали уделять обоснованности и достоверности бизнес-планирования. Они предпринимают меры для минимизации кредитных и операционных рисков на подготовительном этапе организации лизинговой сделки. Следует отметить, что «ВТБ-Лизинг» последовательно применяло и применяет политику взвешенного подхода к рискам», — подтверждает Андрей Коноплев. Лизингодатели стали уделять более пристальное внимание каждому клиенту и каждому договору как со стороны лизинговой компании, так и со стороны финансирующего сделку банка. Во-первых, тщательнее анализируются экономические показатели лизингополучателей, ситуация в их отраслях и кредитная история каждого конкретного клиента. Во-вторых, ужесточились условия предоставления имущества в лизинг — они в каждом конкретном случае уникальны. Общих «рецептов» для всех, по которым раньше оборудование в лизинг на практически равных условиях могла получить компания с 20-летним стажем и только что созданная фирма, теперь на рынке практически не встретишь. Дифференциация очень серьезная, как и риски, которые несет на себе лизингодатель.

«Нельзя сказать, что подходы к оценке изменились принципиально. Если предприятие убыточное, то его платежеспособность оценивается как самая слабая, и это не зависит от того, кризис сейчас или нет», — не соглашается Алексей Буераков. Изменения по преимуществу отмечаются в области условий лизинга. В 2009 году — начале 2010 года финансовое состояние большинства российских компаний ухудшилось, у кого-то возникли затруднения с ликвидностью. «В то же время мы понимаем, что для многих предприятий это лишь временные трудности, связанные с резкими изменениями экономических условий. Если мы видим здоровую бизнес-модель, адекватные бизнес-планы предприятия, мы готовы его финансировать, даже если финансовое состояние не идеальное», — рассуждает Алексей Буераков. При этом его компания несколько больше, чем до кризиса, внимание уделяет залогу имущества как способу дополнительного обеспечения сделки. Поскольку у предприятий стало меньше свободных средств, компании зачастую готовы идти на заметное снижение аванса по договору лизинга в случае предоставления лизингополучателем дополнительного залога. «Для того чтобы лизинговые компании могли чувствовать себя уверенно на рынке с точки зрения риска, их портфель не должен быть сконцентрирован на одной отрасли, на одном регионе либо на одном клиенте. Чем более диверсифицирован портфель, тем лучше», — делится опытом Елена Адамова.

Приемлемый уровень достигается уже при 5—8 отраслях и 3—5 регионах, «входящих» в портфель приблизительно равными частями. Универсальность деятельности компании «Центр-Капитал» и многолетний опыт работы позволяют ей качественно диверсифицировать портфель и минимизировать возможные риски. Разумный баланс между ростом бизнеса и уровнем риска, поиск новых потенциальных клиентов и дополнительных источников финансирования — вот основные факторы активного развития в посткризисный период.

Акцент на перспективу

При сохранении благоприятных экономических условий можно прогнозировать, что в ближайшее время продолжится восстановление объемов лизингового рынка, ожидается рост нового лизингового бизнеса примерно на 15—20%. При этом через два-три года рынок, скорее всего, сможет достичь докризисных объемов. Также до конца 2010 года Государственная дума РФ должна рассмотреть проект изменений в закон «О лизинге», подготовленный Министерством экономического развития. Документ позволит лизинговым компаниям работать с некоммерческими организациями и физическими лицами, легализует право повторной передачи активов в лизинг, а также значительно облегчит изъятие техники у недобросовестных должников. «Эти изменения, несомненно, благоприятно скажутся на дальнейшем развитии российского рынка лизинговых услуг», — уверена Елена Адамова.

«При сохранении стабильной макроэкономической конъюнктуры можно ожидать динамичный рост рынка лизинга в 2011 году и впоследствии. Предприятия мало обновляли основные средства в 2009 году и первой половине 2010 года, средний уровень износа вырос, хотя и раньше был очень высоким. По мере развития российской экономики модернизация основных средств становится все более значимым фактором конкурентоспособности предприятий», — добавляет Алексей Буераков. При этом Андрей Коноплев видит хороший потенциал в сфере лизинга сельскохозяйственной техники ввиду наличия значительных льгот, установленных государством. «Определенное развитие в ближайшем будущем получит сегмент оперативного лизинга. Это связано с существенным повышением спроса на данный вид услуг по сравнению с предыдущими периодами. Кроме того, определенные тенденции к развитию наблюдаются в сфере лизинга недвижимости», — перечисляет перспективные сферы Андрей Коноплев.

Елена Адамова, Финансовый директор «Центр-Капитал»: «В конце 2009 года компанией были предприняты действия, которые в текущем году позволили достаточно быстро справиться с последствиями кризиса и эффективно решить возникшие проблемы. Для достижения намеченных результатов мы ориентировались на усовершенствование методов работы с клиентами, расширение продуктового ряда, создание наиболее выгодных условий по лизингу.
Мы значительно понизили стоимость предлагаемых лизинговых услуг, а также выпустили на рынок несколько новых краткосрочных продуктов с минимальными ставками, существенно опережающими общие тенденции рынка. К примеру, в сотрудничестве с поставщиками и импортерами автомобилей компания разработала ряд программ, позволяющих выгодно приобрести автомобили, в том числе и с нулевым удорожанием. Кроме того, мы единственные выпустили на рынок эксклюзивную программу, в которой сумма лизинговых платежей меньше розничной цены автомобиля, то есть по сути это еще дешевле, чем лизинг под 0%. По этой программе стоимость договора лизинга с учетом всех процентных платежей на некоторые автомобили BMW, Citroen, Ford, Mercedes, Nissan, Renault, Kia ниже розничной стоимости этих автомобилей на 2,3% и даже на 5% в зависимости от конкретной модели и условий лизинга».

Андрей Коноплев, генеральный директор «ВТБ-Лизинг»: «Наибольший интерес конфискованное лизинговое имущество представляет для малого и среднего бизнеса, сегментов, наиболее ограниченных в финансовых средствах. В России нет еще отработанных механизмов реализации конфискованного лизингового имущества. Вынужденное обращение лизинговых компаний к скрытым возможностям вторичного рынка позволяет усмотреть в этом важное положительное значение кризиса, а именно стимул для развития оперативного лизинга в стране».

Максим ЛОГВИНОВ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Компания

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь