Государственная помощь лизингу

15 ноября 2010
Государственная помощь лизингу

Правительство в пик кризиса приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизинговой отрасли. Однако, как отмечают участники рынка, господдержка в основном была ориентирована не на лизинговые компании, а на их клиентов, а также поставщиков оборудования, передаваемого в лизинг.

В связи с этим, утверждают представители лизинговых компаний, реальным подспорьем для отрасли в сложной экономической ситуации стала программа Российского Банка Развития (РосБР), предусматривающая кредитование лизинговых компаний, работающих с предприятиями малого и среднего бизнеса. По оценке самого банка, по данной программе уже выдано кредитов лизинговым компаниям на сумму, превышающую 10 млрд рублей.

Основной проблемой лизинговых компаний в пик кризиса стало отсутствие финансирования. Банковское кредитование тогда фактически прекратилось, а те кредитные организации, что продолжали кредитовать лизинговые компании, предлагали деньги под 24—26% годовых. В связи с этим наиболее востребованными программами господдержки лизинговой деятельности были те, которые предусматривали выделение финансирования на более приемлемых условиях. Однако, как отмечает председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты России по лизингу Алексей Акиндинов, анализ действующих федеральных программ в гражданской авиации, судостроении, агропромышленном комплексе, железнодорожной и иных стратегически важных отраслях показывает, что государство пыталось стимулировать лизинговую деятельность за счет предоставления субсидий лизингополучателям. Госпрограммы предполагали возмещение государством части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга. При этом субсидии выдавались по договорам лизинга имущества исключительно отечественного производства.

Лишь в двух постановлениях правительства предусматривается возможность предоставления субсидий непосредственно лизинговым компаниям. Речь, в частности, идет о документе, подписанном в феврале 2008 года, о субсидиях лизинговым компаниям по уплате процентов по кредитам российских банков на закупку отечественных самолетов с целью передачи последних в лизинг. В июле прошлого года подобный механизм распространился и на сделки по приобретению отечественного автотранспорта. В подкомитете ТПП по лизингу затруднились оценить эффективность данных мер господдержки. «Дело в том, что многие виды отечественного оборудования и техники не выдерживают конкуренции с зарубежными аналогами. И нередко самих аналогов у нас не производится как таковых», — отмечает Акиндинов. В том числе в связи с этим, продолжает он, «есть подозрение, что результаты не слишком впечатляющие». В качестве подтверждения этой оценки Алексей Акиндинов напомнил о недавнем сообщение Генпрокуратуры РФ. В конце октября ведомство объявило об итогах проверки Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). По данным Генпрокуратуры, полученные ОСК в 2008—2009 годах на реализацию лизинговой программы судостроения бюджетные средства в сумме почти 4 млрд рублей длительное время не использовались по назначению, а размещались под проценты в коммерческих банках. «В то же время с 2009 года остались нереализованными приоритетные лизинговые проекты по достройке и передаче в лизинг траулеров для рыболовных компаний и др.», — отмечается в сообщении ведомства.

Государственные программы поддержки отрасли принимались не только на федеральном, но и на региональном уровне. Как отмечает генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин, разработанная Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга в октябре 2008 года программа предоставляет возможность предприятиям малого бизнеса возместить до 50% (но не более 450 тыс. рублей) от суммы затрат по договору лизинга. «Но, к сожалению, эта программа не получила достаточного развития в силу ограниченности выделяемых на нее бюджетных средств», — сожалеет Маланин. «Подобные программы действуют в Архангельской, Псковской и других областях России», — добавляет заместитель коммерческого директора по развитию бизнеса ГК «Балтийский Лизинг» Валентин Карнарук. Пусть деньги по ним выделяются небольшие, но данная поддержка является серьезным подспорьем в деятельности предпринимателей, считает он. Субсидии предоставляются не первой обратившейся компании, а только после достаточно серьезной проверки, пройти которую может только легально работающий бизнес. «В результате сам факт получения правительственных субсидий является своего рода серьезной репутацией для бизнесменов», — считает Карнарук.

А вот финансовый директор компании «Центр-Капитал» Елена Адамова, наоборот, полагает, что механизмы субсидирования части лизинговых платежей на уровне федерального или региональных бюджетов преимущественно являются декларативными и на практике пока не применяются. «Реальное внедрение этих механизмов существенно поспособствует модернизации производственных фондов малых и средних предприятий», — уверена она.

Участники рынка, опрошенные РБК daily, единодушны в том, что единственно реальной поддержкой для лизинговых компаний стала программа РосБР. Она предусматривает кредитование на льготных условиях и на длительные сроки (до пяти лет) лизинговых компаний, финансирующих проекты лизинга оборудования, автотранспорта и техники для предприятий малого и среднего бизнеса.

«Ключевые плюсы программы не только в выгодных ставках и длительных сроках, но и в том, что банк передал обязательства (и ответственность) по рассмотрению и оценке клиентов лизинговой компании, что существенно увеличивает оперативность финансирования заявок лизингополучателей», — говорит руководитель направления лизинга для малого и среднего бизнеса ГЛК «Бизнес-Альянс» Владислав Гайдай. Также, по его словам, предельно ясно обозначены требования к потенциальному лизингополучателю. «Единственный минус программы — небольшие кредитные лимиты, выделяемые банком на лизинговые компании», — говорит Гайдай.

В компании «Центр-Капитал» сообщили, что являются участником программы Банка развития. По словам Елены Адамовой, «Центр-Капиталу» открыты кредитные линии на сумму 375 млн рублей сроком на пять лет по программам «Автолизинг» и «Развитие». На эти средства финансируются приобретаемые основные средства стоимостью от 150 тыс. до 150 млн рублей на одного лизингополучателя. В «ПН-Лизинг» в свою очередь отметили, что в мае компания заключила договор на открытие второй кредитной линии. Привлеченные средства в общей сумме более 170 млн рублей были направлены на финансирование сделок с предприятиями малого и среднего бизнеса в сфере лизинга оборудования, транспорта, спецтехники. Владислав Гайдай отметил, что одна из компаний группы «Бизнес-Альянс» последовательно открыла в банке два кредитных лимита сначала на 189 млн рублей, потом на 50 млн рублей.

Банк развития также открыл кредитную линию и для ГК «Балтийский Лизинг». По сообщению банка, сумма кредитов, которые получили две компании этой группы, составила 400 млн рублей.

Алексей Акиндинов приводит данные, озвученные в октябре на конференции «Российский лизинг: Санкт-Петербург 2010». Тогда представители Банка развития сообщили, что по состоянию на 1 октября банк заключил договоры кредитования с 62 лизинговыми компаниями на общую сумму 10 млрд рублей, из которых 4,1 млрд составили реально профинансированные сделки с малыми и средними предприятиями.

Надежда ЭДИНА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  РБКdaily

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь