Реклама Appruvo
Реклама Appruvo
Модуль Леасофт БКИ Реклама Appruvo

Заложник модернизации

04 мая 2011
Заложник модернизации

На рынке лизинга производственного оборудования назревает парадоксальная ситуация. Популярность лизинга как механизма обновления промышленных активов может серьезно пострадать из-за... правительственной программы модернизации. Государству не хватает денег на масштабные проекты, и в поисках дополнительных источников оно обсуждает возможность сокращения налоговых льгот для лизингополучателей.

Уверенный рост

«Если не произойдет новый виток экономического кризиса, объем рынка лизинговых услуг в 2011 году может достигнуть докризисного уровня 2008-го», — делает прогноз начальник отдела лизинга оборудования ГК «Балтийский лизинг» Ксения Щекотова. Так, ее компания в первом квартале нынешнего года в секторе производственного оборудования и специальной техники нарастила обороты на 77% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Финансовый директор компании «Центр-Капитал» Елена Адамова отмечает, что рост в сегменте аренды промоборудования вырос в среднем втрое в 2010 году по сравнению с 2009-м, что обусловлено, конечно, в том числе и эффектом низкой базы.

Такой рост примечателен тем, что средства производства далеко не самый привлекательный из активов, с которыми приходится работать лизингодателям, с точки зрения соотношения затраченных усилий и отдачи. «Зачастую производственное оборудование считается неликвидом, что влечет за собой особый подход к оценке рисков при реализации проектов с его участием», — говорит начальник управления «ВИП Москва» компании «РЕСО-Лизинг» Елена Панкратова. Важный аспект в управлении этими рисками заключается в оценке кредитоспособности не только клиента, но и поставщика, комментирует директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский. Дело в том, что оборудование часто делается под заказ, сроки его изготовления могут составлять до шести месяцев, а иногда и больше. «При этом производители требуют от покупателя внести аванс в размере 30-50% от стоимости имущества. Таким бразом, лизингодателю необходимо оценивать кредитный риск не только лизингополучателя, но и поставщика»,— говорит эксперт. Кроме того, часто проблема заключается в том, что клиент не может сразу внести аванс поставщику в размере, например, 50%, а также не в состоянии погашать платежи до ввода оборудования в эксплуатацию. В такой ситуации лишь немногие лизингодатели идут навстречу клиенту и помогают решать эти проблемы.

В «Балтийском лизинге» обращают внимание на другой аспект указанной проблемы: у продавцов оборудования, в отличие от их коллег, осуществляющих продажу автотранспорта, менее активная коммерческая позиция: они считают, что им нет необходимости сотрудничать с лизинговыми компаниями для увеличения объема своих продаж. Правда, справедливости ради стоит отметить, что, по наблюдениям Панкратовой из компании «РЕСО-Лизинг», поставщики в последнее время как раз все больше начинают интересоваться перспективами взаимодействия с лизинговыми компаниями. «Сейчас появляется большое количество спецпрограмм лизинговых компаний, созданных в тандеме с поставщиками и производителями оборудования, что, безусловно, является двигателем в увеличении объема рынка», — говорит представитель «РЕСО-Лизинга». Однако, по словам Щекотовой, оживление в отрасли хоть и присутствует, но радоваться по этому поводу пока приходится в основном клиентам — между самими лизинговыми компаниями усиливается конкуренция.

Спрос со стороны лизингополучателей увеличивается медленнее, чем заинтересованность и возможности лизинговых компаний профинансировать сделки. По этой причине можно наблюдать снижение процентных ставок, а также предложение более выгодных условий сделки в виде уменьшения аванса, увеличения срока лизинга и прочих приятных для клиента вещей.

У каждого свои козыри

В разрезе отраслей народного хозяйства состояние лизинга производственного оборудования выглядит крайне неоднородно. По подсчетам ГТЛК, за время кризиса сильно сократился сегмент телекоммуникационного оборудования, который сегодня к докризисным показателям пока не вернулся. Объясняется это тем, что в нем работает лишь несколько крупных игроков, которые в силу понятных причин свои инвестиции в развитие сократили. Кроме того, несбывшейся надеждой 2010 года оказался лизинг оборудования для предприятий, производящих электроэнергию, газ, воду и оказывающих услуги ЖКХ. Как указывает Добровольский, ссылаясь на данные «Эксперт РА», на конец 2009 года 54% руководителей лизинговых компаний прогнозировали значительный рост спроса со стороны предприятий ЖКХ в 2010 году. Очевидно, причиной такого оптимизма послужило повышение тарифов на услуги ЖКХ в два раза с начала 2009 года, что могло способствовать обновлению основных фондов предприятий отрасли. Однако пока увеличение тарифов к росту спроса на лизинг не привело. Остается добавить, что в условиях предвыборного периода в стране тарифы на услуги ЖКХ имеют отличные шансы подвергнуться серьезной «дискриминации» со стороны властей.

С другой стороны, есть и отрасли-передовики. В «Балтийском лизинге», например, отмечают хороший спрос со стороны строительных компаний, которые во время кризиса пострадали, может быть, в наибольшей степени. «Сейчас особенно хорошо чувствуется рост спроса на оборудование для нулевого цикла (бурильные, сваебойные установки, погрузчики, экскаваторы и так далее), работы по которому во время кризиса вообще не осуществлялись», — говорит Ксения Щепоткина.

В «Центр-Капитал» к интересным сегментам относят энергетическое, химическое, машиностроительное, нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее оборудование, а также ЖКХ. Предприятия из этих отраслей обладают большой потребностью в обновлении основных фондов и имеют ресурс для осуществления модернизации. У «РЕСО-Лизинга» свои фавориты, в их число входят пищевая отрасль, фармацевтика, розничная торговля. Правда, как отмечается, они еще не достигли таких показателей, как в энергетике, нефтегазе, а также горнодобывающей, металлургической и химической отраслях промышленности. В ГТЛК ставят на пищевую отрасль: «Она меньше всего оказалась затронута кризисом, и инвестиционные процессы в ней остались наиболее стабильными», — комментирует Добровольский.

Однако эта ситуация, интересная с точки зрения и бизнеса лизинговых компаний, и потребностей экономики, может не найти развития. Правительство России обсуждает возможность отмены механизма ускоренной амортизации с целью оптимизации налогообложения, в настоящее время этот механизм — одно из основных преимуществ лизинга перед другими формами финансирования. Эксперты прогнозируют, что подобный шаг, вне всякого сомнения, приведет к резкому снижению спроса на лизинговые услуги. «При отмене ускоренной амортизации лизинг будет актуален только для малого и среднего бизнеса и совершенно не интересен крупным промышленным предприятиям, что может крайне отрицательно сказаться на возможности успешной модернизации производственных фондов российских предприятий», — уверена Адамова из компании «Центр-Капитал».

Алексей СТРИГИН

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Коммерсант

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь