Вред на пользу

16 марта 2009
Вред на пользу

Кризис стал катализатором для рынка оперативного лизинга, считают эксперты. Похоже, у этого вида аренды, который во времена экономической стабильности был мало популярен у потребителя, теперь появились перспективы для развития.

Пока в России официального понятия «оперативный лизинг» не существует. Зато рынок этих услуг уже сформировался. Действительно, в федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» понятие «оперативный лизинг» отсутствует, фактически разрешенным считается только финансовый лизинг, рассказывает начальник отдела маркетинга компании «ЛизингПромХолд» Светлана Кудряшова.

Однако сделки оперативного лизинга все равно заключают, так как в правовой базе для этого есть «лазейка». По законодательству, договор лизинга не подразумевает обязательного перехода права собственности к лизингополучателю по истечении срока действия договора и выплаты всех платежей. В пункте 5 статьи 15 закона о финансовой аренде предусмотрена обязанность лизингополучателя по окончании срока действия договора возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено в контракте, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи. Таким образом, правовые основания для заключения договора оперативного лизинга существуют, считают эксперты компании «РТК-Лизинг».

Лизингодатель (лизинговая компания) может заключить договор, согласно которому он покупает основное средство по указанию клиента, но предоставляет имущество только на определенный срок, а потом получает его обратно, но уже либо сдает его в простую аренду новому клиенту, либо реализует на вторичном рынке. В рамках договора оперативного лизинга арендатор пользуется имуществом лишь на протяжении небольшого временного отрезка, в результате чего достигается только частичная выплата стоимости имущества. В ряде случаев оперативный лизинг может и не дать арендодателю возможности получения до конца действия договора всей стоимости имущества из-за довольно короткого времени его эксплуатации у лизингополучателя.

Так что сейчас в отсутствие законодательной базы под оперативным лизингом понимается долгосрочная аренда на 2—7 лет, объясняет Светлана Кудряшова. При этом срок аренды не превышает срока амортизации предмета лизинга и механизм ускоренной амортизации не действует. В результате все налоговые льготы, которые полагаются пользователям финансовой аренды, тем, кто решил заключить контракт простой аренды, не полагаются. Тогда как экономия на налоговых льготах, которые полагаются при обычном лизинге, может составить до 20% стоимости предмета договора.

Хотя в зависимости от нужд лизингополучателя так называемый оперативный лизинг может оказаться удобнее и выгоднее, чем финансовый, несмотря на то, что клиенту он обойдется дороже, отмечает Светлана Кудряшова. Лизинговая компания при оперативном лизинге принимает на себя обязательства по логистическому и техническому обслуживанию автомобилей. Из-за довольно высокой стоимости подобный сервис, связанный с частой заменой авто, недоступен большинству предприятий, находящихся в стесненном финансовом положении. Таким образом, оперативный лизинг предназначен главным образом для обслуживания автопарков или, по крайней мере, группы из нескольких автомобилей. Тогда издержки, связанные с уплатой больших лизинговых платежей, компенсируются отсутствием необходимости создавать на предприятиях собственные транспортные службы и платить за сервисное обслуживание предмета лизинга.

Кризисный катализатор

Однако наступивший на горло, и российской экономике в том числе, кризис создал совершенно новые тяжелые условия для работы. Лизингодатели тоже ощутили влияние кризиса на себе, но не спешат отчаиваться, видя в текущей экономической ситуации как плюсы, так и минусы.

«Например, на рынке оперативного лизинга автомобилей, с одной стороны, очевидно снижение количества приобретаемых автомобилей в силу падения покупательной способности, вызванной экономическим кризисом, — рассказывает генеральный директор лизинговой компании «Арвал» Сергей Дианин. — С другой стороны, выгоды оперативного лизинга стали особенно привлекательными и актуальными». Ведь собственные и привлеченные финансовые ресурсы компании эффективнее использовать для ведения ее основного бизнеса. Таким образом, в нынешних условиях оперативный лизинг может рассматриваться в качестве альтернативного источника финансирования, считает эксперт. Поскольку оперативный лизинг подразумевает гибкость и полный аутсорсинг финансирования, управления и администрирования автопарков и всех рисков, связанных с эксплуатацией автомобиля (технических, страховых, риска будущей стоимости автомобиля).

Пользуясь услугой оперативного лизинга, компании имеют возможность существенно сократить внутренние расходы, связанные с содержанием автопарка, уверяет Сергей Дианин. Получается, клиенту предлагается комплексная оптимизация системы управления автопарком. Поэтому есть все основания полагать, учитывая сложившуюся в России экономическую ситуацию, что количество сделок, заключаемых на рынке оперативного лизинга, будет увеличиваться, уверен эксперт.

Склонна оптимистично смотреть на нынешнее состояние рынка оперативного лизинга и генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб» Елена Гущина: «Несомненно, экономический кризис дал стимул к развитию оперативного лизинга. В первую очередь это связано с желанием компаний сократить инвестиционные, долгосрочные затраты». Большинство таких компаний имеют заказы на выполнение строительных и других работ сроком от трех месяцев до полугода. Осуществлять капитальные затраты при наличии заказов на полгода просто не имеет смысла. Поэтому многие компании, которые ранее приобретали технику в собственность или заключали договоры лизинга, смещают спрос в сторону оперативного лизинга, заключает Елена Гущина.

А вот заместитель генерального директора компании «ВТБ-Лизинг» Анатолий Воронецкий отметил, что кризис не только дает очевидный импульс во всех областях экономики, но и усиливает акцент на оперативном лизинге подвижного состава и воздушных судов, прежде всего из-за высокой стоимости основных средств, а также спроса на надежные и качественные перевозки грузов и пассажиров.

В настоящее время в России основной объект контрактов оперативного лизинга — легковые и легкие коммерческие автомобили. Учитывая особенности сложившейся ситуации, а также сложности, связанные с получением кредитов, оперативный лизинг автомобилей может рассматриваться как альтернатива кредиту и достаточно привлекательный финансовый инструмент, позволяющий компаниям улучшить управление оборотным капиталом, оптимизировать движение финансовых средств, избежать капитальных затрат, снизить издержки и сконцентрировать собственные ресурсы на ведении своего основного бизнеса, передав при этом лизинговой компании все риски, связанные с эксплуатацией автопарка. Все эти факторы, безусловно, говорят о том, что спрос на услугу оперативного лизинга автомобилей будет только расти, добавляет Сергей Дианин.

Денег нет

Получается, из-за кризиса спрос на услуги оперативного лизинга увеличился. Однако вместе с этим изменились и предпочтения клиентов в части условий лизинговых контрактов, отмечает Сергей Дианин. По его наблюдениям, теперь большинство лизингополучателей предпочитают более продолжительные сроки договора, так как в этом случае уменьшается размер ежемесячного лизингового платежа.

Однако, несмотря на возросший спрос, лизингодатели не торопятся наращивать свой бизнес прежними темпами. «Кризис сделал более разборчивыми лизинговые компании, — рассказывает Елена Гущина. — В условиях жесткого дефицита ресурсов рынок лизинга стал рынком продавца. Тем не менее мы считаем, что финансировать реальный сектор экономики необходимо по адекватным ставкам, выдвигая те требования к лизингополучателям, которым они могут соответствовать».

Хотя это трудновыполнимая задача во время кризиса. Было бы странно отрицать — большинство лизинговых компаний, как и предприятия других отраслей, столкнулось с дефицитом заемных средств, отмечает Елена Гущина. При этом, по ее наблюдениям, сейчас в более выгодном положении оказались лизингодатели при крупных российских банках, а также государственные лизинговые компании. Такой компанией, например, можно считать «ВТБ-Лизинг». «Благодаря использованию наших конкурентных преимуществ, в первую очередь возможности привлечения финансирования от материнского банка, а также заимствований на международных рынках, мы можем предоставить лучшие условия в рублевой и валютной зоне», — рассказывает Анатолий Воронецкий.

То, что в условиях сложившейся в России экономической ситуации многие лизинговые компании испытывают трудности с привлечением финансирования, подтвердил и Сергей Дианин. По его мнению, это связано как с общим недостатком ликвидности, так и с возросшими рисками. По этой причине лизинговые компании вынуждены предъявлять повышенные требования к потенциальным клиентам с точки зрения их финансовой устойчивости и надежности. А это делает процесс рассмотрения и одобрения лизинговой заявки и последующее заключение контракта более сложным для потенциального лизингополучателя.

По сути, лизингодатели перестали, как и другие игроки рынка финансовых услуг, опережающими темпами наращивать портфель и тщательно проверяют каждого клиента, выбирая самых надежных и устойчивых. Из-за дефицита заемных ресурсов лизинговые компании стараются финансировать наиболее надежных клиентов и предприятия малого и среднего бизнеса, которые оказались более устойчивыми в условиях экономического кризиса, рассказывает Елена Гущина. Например, в ее лизинговой компании также пересмотрели методики оценки рисков, сделав их более консервативными. «При анализе компаний значительное внимание уделяется финансовому состоянию, наличию государственной поддержки, стабильности контрагентов, — рассказывает Елена Гущина. — Увеличился размер авансового платежа. Если в 2008 году нормой был аванс в 10%, то сейчас минимальным является аванс в размере 20%».

При оперативном лизинге лизинговые компании также заинтересованы в снижении рисков, отмечает эксперт. При сроке аренды более трех месяцев от лизингополучателя могут потребовать оплату первого и последнего платежа, задатка. Специальная техника и грузовики теперь зачастую предоставляются только с водителем, что позволяет исключить риск ненормативного износа техники, отмечает Елена Гущина.

Дорожные перспективы

Между тем, несмотря на повышение уровня «придирчивости» лизинговых компаний, все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что у российского рынка оперативного лизинга достаточно большие перспективы.

«Этот бизнес, несомненно, продолжит свое развитие, — считает Сергей Дианин. — Через несколько лет на российском рынке оперативного лизинга будут продолжать работать те компании, которые первыми вышли на этот рынок, кроме того, можно ожидать прихода новых игроков из числа европейских лизинговых компаний, специализирующихся на предоставлении этой услуги». Крупные российские лизинговые компании также будут предлагать оперативный лизинг в дополнение к своим основным продуктам и услугам.

А вот Елена Гущина, наоборот, ожидает усиления на этом рынке позиций российских лизинговых компаний. Так как вследствие кризиса ликвидности многие иностранные игроки на этом рынке будут ограничивать объемы финансирования оперативного лизинга в России, фокусируясь на рынках Западной Европы, считает эксперт.

Особый же потенциал, по ее мнению, для развития оперативного лизинга в себе несет сектор дорожного строительства. Государство не планирует значительного сокращения этих расходов, поэтому и у компаний, выполняющих подрядные работы, должен сохраниться объем заказов. Изменится и структура спроса на оперативный лизинг: если до 2008 года максимальным спросом пользовались легковые автомобили с пакетом дополнительных сервисов, то сейчас произойдет смещение спроса в сторону специальной техники и грузового транспорта, прогнозирует эксперт. Этот тренд в том числе связан и с тем, что лизинговые компании будут изымать у неплательщиков технику.

При этом у лизинговых компаний будет два варианта: продать ее с дисконтом или передавать оборудование в оперативный лизинг либо аренду, считает Елена Гущина. Но она отмечает, что для предоставления техники в аренду требуется наличие сложной инфраструктуры, которая поможет минимизировать операционные риски. Так что только те, кто начал разработку таких технологий и формирование необходимой инфраструктуры еще до наступления кризиса, сейчас смогут воспользоваться возможностями, которые предоставляет рынок.


Как ваша компания собирается работать на рынке оперативного лизинга в сложившихся условиях?

Сергей Дианин, генеральный директор лизинговой компании «Арвал»:

«В 2009 году мы планируем увеличить почти в два раза размер автопарка. И хотя экономическая ситуация в стране и мире непростая, мы уверены в том, что и рынок оперативного лизинга, и наша компания продолжат активно развиваться. Мы собираемся разработать новые виды сервисов, расширить продуктовую линейку и создать специальные лизинговые предложения, учитывающие интересы различных групп клиентов, что особенно актуально в условиях, которые диктует изменившийся рынок.

Конечно, мы вынуждены корректировать намеченные планы, так как невозможно не учитывать новую ситуацию в стране, в том числе на автомобильном и финансовом рынках. Сейчас особенно важно пересмотреть подход к таким вопросам, как стоимость ресурсов, четкий контроль над затратами, оптимизация бизнес-процессов, корпоративный аутсорсинг. В сложившихся условиях мы делаем основной акцент на разработке антикризисных предложений и продуктов, таких как выкуп автопарка и передача его в лизинг той же компании-клиенту, предлагаем новые услуги, которые позволят в большей степени оптимизировать бизнес клиента, защищать от рисков и обеспечивать максимальный аутсорсинг всех видов деятельности, связанной с эксплуатацией автопарка».


Максим ЛОГВИНОВ, Рисунок Артема БЕЗМЕНОВА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Профиль

Источник фото:  Профиль
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь