С прицелом на рост

24 февраля 2012
С прицелом на рост

Подводя итоги ушедшего года, операторы лизингового рынка утверждают, что некоторым из них удалось вернуться на докризисный уровень, а какие-то игроки и вовсе превысили показатели 2008 г. Основным драйвером роста называют сегмент железнодорожного и автотранспорта. По результатам года операторы ждут роста рынка на уровне 30—50%, а возможно, и всех 70%.

«Для нас этап сокращения рынка давно пройден. В 2011 г. объем инвестиций «Сименс Финанс» на 33% превысил показатели 2008 г.», — заверил «Ко» первый заместитель генерального директора ООО «Сименс Финанс» Максим Гончарук. «Да, оценивая минувший год, можно говорить о том, что рынок лизинга преодолел кризис. На протяжении всего 2011 г. рынок лизинга продолжал активно развиваться», — подтверждает генеральный директор лизинговой компании Arval Сергей Дианин. Согласно данным обзора рынка лизинга, подготовленного рейтинговым агентством «Эксперт РА», уже по итогам первого полугодия 2011 г. объем нового бизнеса на лизинговом рынке России более чем на 20% превысил аналогичный показатель 2008 г. и удвоился по сравнению с данными 2010 г. «Темпы развития рынка лизинга за первые три квартала 2011 г. соответствовали докризисным тенденциям 2006—2007 гг. Если подобная динамика сохранится и в IV квартале, который традиционно является самым оживленным, 2011 г. может превзойти по показателю объемов нового бизнеса рекордные результаты 2007 г. Что касается результатов работы компании «ФБ-Лизинг», то рост бизнеса преодолел рубеж 45%», — поясняет руководитель отдела развития бизнеса ООО «ФБ-Лизинг» Алексей Карев.

Оживление СМБ

Говоря о предпочтениях клиентов, профильные эксперты отмечают, что самыми динамичными сегментами рынка лизинга в 2011 г. можно назвать сегменты железнодорожного и автомобильного транспорта. Причем применительно к автомобильному сегменту нужно отметить, что рост наблюдается не только в секторе легковых автомобилей, но и в секторе грузовых — последний особенно активно растет после двух лет стагнации. «Кроме этого, динамику в 2011 г. демонстрировали сегмент авиатехники, специальной техники и оборудования для строительства, сегмент недвижимости, но рост в этих сегментах был не таким высоким», — отмечает Сергей Дианин. «Если говорить в целом о рынке лизинга, то сегментом — драйвером рынка в 2011 г. выступила железнодорожная техника. Она составила половину всего объема новых сделок за три квартала 2011 г., — подтверждает Алексей Карев. — Значительно вырос объем сделок в секторе недвижимости. Также показали рост такие сегменты рынка, как оборудование для добычи полезных ископаемых, погрузчики, телекоммуникационное оборудование». В «ФБ-Лизинг» наиболее активное развитие в 2011 г. получило направление легкового транспорта, легкой коммерческой техники и специальной техники из-за высокой ликвидности, небольшой стоимости предметов лизинга и, соответственно, сниженных рисков. Направление оборудования показало меньший процент прироста нового бизнеса, что в основном связано с наложением некоторых ограничений на финансирование низколиквидного оборудования (с учетом имеющегося опыта кризиса 2008 г.). «Сегодня в портфеле «Сименс Финанс» представлено более 40 отраслей, и все сегменты показывают относительно равномерный рост. Компания продолжает развивать все направления бизнеса, приобретая для клиентов транспорт, технику и оборудование различных производителей», — рассказывает Максим Гончарук.

Портрет потенциального клиента лизинговой компании сегодня претерпел серьезные изменения. «Наметилась тенденция снижения средней стоимости предмета лизинга: сказывается привычка экономить в кризис. Кроме того, сегодня клиент становится все более разборчивым: многие предварительно направляют заявки одновременно в несколько лизинговых компаний, тщательно изучая условия финансирования», — поясняет Алексей Карев. Среди потенциальных клиентов операторы наблюдают все большее количество представителей малого и среднего бизнеса, которые не могли позволить себе обновление основных средств в период кризиса. Выросло число заявок от крупного бизнеса, разморозившего свои инвестиционные проекты. Однако финансовое состояние значительного числа потенциальных лизингополучателей по-прежнему остается непростым.

Одной из тенденций рынка лизинга в последнее время стало активное развитие государственных компаний в розничном сегменте. Игроки с госучастием, имеющие преимущество по стоимости и доступности денежных ресурсов, все чаще сталкиваются в конкурентной борьбе с рыночными компаниями. Именно поэтому конкуренция станет выходить за рамки ценовых войн, все большее значение для клиента будут иметь простота процедуры оформления лизинговой сделки, качество клиентского сервиса, а также предоставляемые лизинговыми операторами дополнительные услуги. «В данном направлении есть огромный потенциал для развития лизинговых компаний, и поэтому «ФБ-Лизинг» уделяет этому вопросу значительное внимание», — подчеркивает Алексей Карев. «Сегодня клиенты предпочитают приобретать в лизинг [лизинг] более качественную технику, транспорт и оборудование. Растут требования к качеству сервиса, оперативности, квалификации сотрудников лизинговых компаний», — соглашается Максим Гончарук.

Новинки продуктовых линеек

Развивающаяся экономика и жесткая конкуренция на лизинговом рынке диктуют его участникам новые требования в подходе к лизинговому продукту. Инновационные решения в этой области делают его для потенциального клиента все более доступным и оптимальным в использовании. «В июне 2011 г. «РЕСО-Лизинг» вывела на рынок «Автопродукт № 1» — новый продукт по приобретению легкового и коммерческого транспорта. Теперь клиенты компании могут получить финансирование на выгодных условиях при предоставлении минимального набора документов, заверенных самим контрагентом, в течение двух-трех дней», — рассказывает начальник управления автолизинга «Москва» ООО «РЕСО-Лизинг» Евгений Кулаков. Учитывая повышенный спрос на «Автопродукт № 1», ООО «РЕСО-Лизинг» привлекло дополнительное фондирование для его развития, что позволит клиентам компании беспрепятственно использовать удобный лизинговый инструмент для финансирования лизинга легкового и коммерческого транспорта в течение всего 2012 г. Стимулирующим фактором в формировании новых технологий и продуктов является динамичное развитие отечественного лизингового рынка. Прошедший год для лизинга можно охарактеризовать как прорывной. Темпы развития рынка за первые три квартала 2011 г. соответствовали докризисным тенденциям 2006—2007 гг. Общие прогнозы по росту рынка лизинга оптимистичные. А значит, лизинговые услуги будут востребованы, конкуренция среди лизинговых компаний станет расти. Для удержания позиций на рынке потребуются новые идеи. Уже сейчас, несмотря на успех «Автопродукта № 1», компания «РЕСО-Лизинг» занимается разработкой новых продуктов для российского рынка, которые планирует ввести в действие в 2012 г. «Кроме продолжения основного бизнеса (лизинг транспорта, техники и оборудования различных производителей) компания начала развивать новое направление — финансирование клиентов и партнеров «Сименс», в основном в области медицинского оборудования и промышленных технологий. Теперь предприятия, приобретающие медицинское, промышленное или энергетическое оборудование «Сименс», а также оборудование с комплектующими «Сименс», могут получить максимальный экономический эффект для бизнеса, используя лизинговое финансирование и сопутствующие ему налоговые льготы», — рассказывает Максим Гончарук. «Наш основной продукт на сегодняшний день сам по себе является новым для российского рынка — это операционный лизинг автомобилей с полным сервисным обслуживанием и управление корпоративными автопарками или, иными словами, «аутсорсинг» корпоративного автопарка. На сегодняшний день уровень проникновения этого продукта на рынок составляет 0,1 из 5 (по пятибалльной шкале), — делится опытом Сергей Дианин. — Для того чтобы бизнес наших клиентов был максимально эффективным, мы предоставляем очень широкий набор услуг, по сути, это все, что связано с приобретением и использованием автомобиля, вплоть до его реализации на вторичном рынке». «В 2011 г. «ФБ-Лизинг» представила новый уникальный на рынке продукт — «ПРОСТОлизинг». Это программа, позволяющая за один день оформить договор лизинга на легковой автомобиль любой компании со сроком работы от 6 месяцев по максимально упрощенной схеме и без оценки финансового состояния заемщика», — добавляет Алексей Карев.

Без пессимизма

Позитивными знаками для дальнейшего роста рынка лизинга помимо стабилизации ситуации в экономике и положения на финансовых рынках могут стать господдержка малого и среднего бизнеса, инвестирование государства в развитие отдельных секторов экономики, а также усовершенствование законодательной базы и судебной практики в отношении лизинговых компаний. «Сначала рассмотрим позитивный сценарий развития отрасли в 2012 г., при котором можно предположить рост рынка лизинга порядка 70%. Причины следующие: стабилизация ставок финансирования, лизинговые компании снова почувствуют себя уверенно, преодолев кризисный период, уровень бизнес-активности компаний, работающих в России, будет достаточно высок и продолжит расти, а это, в свою очередь, станет формировать спрос на средства производства, которые в том числе приобретаются и за счет лизинга», — рассуждает Сергей Дианин.

Из негативных моментов, способных повлиять на темпы роста рынка лизинга, можно отметить увеличение стоимости заемных средств на финансовых рынках и связанное с этим удорожание стоимости лизингового предложения, а также выбор потенциальными клиентами выжидательной позиции перед входом в новые кредитные обязательства. Среди прочих отрицательных факторов можно назвать снижение спроса со стороны лизингополучателей из-за повышения стоимости лизинговых услуг и неопределенности в экономике в целом. При негативном сценарии развития в 2012 г. лизинговая отрасль может развиваться не так активно, но тем не менее рост порядка 20—30% будет наблюдаться. Могут снова появиться сложности с привлечением финансирования, в особенности кредитования со стороны банков. Причины этого объясняются растущим дефицитом ликвидности, который не может не отразиться на деятельности всех игроков рынка, а также приближающимся введением нового европейского банковского регулирования «Базель III», что, в свою очередь, напрямую повлияет на европейские и международные компании. В результате это вызовет рост стоимости финансирования. Кроме того, следует принять во внимание и ожидаемую высокую волатильность [волатильность] курса рубля. Вследствие этого состояние на рынке можно будет охарактеризовать как весьма неопределенное, и в условиях замедления экономики компании будут вынуждены стать более осторожными и осмотрительными при выборе бизнес-партнеров, заключении сделок и оценке рисков. За счет этого развитие рынка лизинга в 2012 г. может быть не столь стремительным.

Максим Гончарук, первый заместитель генерального директора ООО «Сименс Финанс»:

«В 2011 г. компания не только успешно завершила ребрендинг, но и достигла самых высоких показателей за всю историю своей деятельности: объем инвестиций за 2011 г. на 72% превысил показатели предыдущего года. Важно, что высокие результаты продемонстрировали и открытые в этом году офисы в Краснодаре и Перми, где спрос на услуги компании стабильно растет. Могу отметить проект по приобретению оборудования для ГК «Консиб», крупного производственного холдинга, одного из российских лидеров на рынке светопрозрачных конструкций из пластика. В результате успешной реализации данного проекта ГК «Консиб» успешно открыла четвертый завод в Орле. Строительство заводов в регионах России является основной стратегией холдинга, и с 2003 г. ее реализация осуществляется в сотрудничестве с нашей компанией. ГК «Консиб» с помощью «Сименс Финанс» также произвела обновление оборудования в Барнауле и дополнительную комплектацию завода в Нижнем Новгороде».

Максим ЛОГВИНОВ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Профиль

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь