Базовый фокус

16 марта 2012
Базовый фокус

В течение 2011 года лизингодатели заявляли о росте спроса на свои услуги и высокой динамике увеличения нового бизнеса. Однако если рассматривать финансовые результаты компаний по итогам года в сравнении с предыдущим, можно заметить, что у лидеров отрасли темпы роста нового бизнеса не столь впечатляющие (за некоторыми исключениями), как в 2010-м. Рост более чем на 100% характерен скорее для средних и небольших лизингодателей.

Совокупный объем нового бизнеса компаний, принявших участие в ренкинге «Эксперта С-З», увеличился по сравнению с прошлым годом на 20,6%. Стоит оговориться, что в региональных ренкингах принципиально не участвуют компании, работающие при государственных банках, такие как «ВЭБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». В этом году аналогичное решение принял «ВТБ-Лизинг».

Умерили пыл

Первое, что бросается в глаза при анализе результатов работы компаний, предоставивших свои данные для ренкинга, — умеренный рост нового бизнеса четверки лидеров и достаточно скромный совокупный прирост — 20,6%. Причины невысокой динамики нового бизнеса крупных лизингодателей кроются прежде всего в отсутствии эффекта низкой базы, который сыграл роль в 2010 году. Тогда рост нового бизнеса тройки лидеров за год находился в пределах 70—300% по сравнению с 2009-м, совокупный объем новых сделок увеличился на 75%.

Однако бесконечно наращивать новый бизнес высокими темпами невозможно. Восстановив объемы размещения, крупные лизинговые компании снизили темпы увеличения портфелей. «Действительно, чем ниже база, тем быстрее и значительнее рост. Небольшие лизингодатели показывают двукратное и более увеличение портфелей, поскольку отталкиваются от гораздо меньших цифр, — рассуждает генеральный директор компании „ПН-Лизинг» Роман Маланин. — То же касается и рынка в целом. После падения показателей до минимума в 2009 году последующее повышение было более чем в два раза. Сейчас темпы уже не окажутся столь внушительными: эффект низкой базы полностью исчерпан».

Кроме того, крупные лизингодатели в этом году уделяли внимание уже не столько количественному приросту, сколько сбалансированности и устойчивости портфелей. «Нашей задачей в 2011 году было повышение эффективности сделок (увеличение прибыльности и снижение рисков), а не их числа. Думаю, такую задачу ставили многие крупные компании. При этом небольшие фирмы готовы работать с высокорисковыми сделками с низкой доходностью», — подтверждает заместитель директора по коммерции компании «Интерлизинг» Александр Рябцев.

У трех участников ренкинга новый бизнес даже сократился, однако причина не всегда в отсутствии спроса на услуги или ресурсов для размещения. Например, как прокомментировали в Санкт-Петербургской лизинговой компании, у нее снизились темпы роста, но лизинговый портфель стал более длинным по срокам, поэтому в целом вырос даже при снизившихся темпах прироста. Если в 2010 году ситуация на рынке была такова, что приоритетными стали объемы, то 2011-й с этой точки зрения оказался поспокойнее, кроме того, неопределенность в экономике подвигла компании внимательнее относиться к оценке рисков. «Причины не столь стремительного, как у некоторых, роста нового бизнеса в нашей компании — политика, проводившаяся в 2011 году, направленная на улучшение качества лизингового портфеля и его диверсификацию, — говорит Маланин. — Мы тщательно оценивали каждого клиента, заключали договоры только с самыми надежными. Многим вынуждены были отказать из-за недостатка финансовой устойчивости или проблем с кредиторами».

Обыграть гигантов

Еще одна причина невысоких темпов увеличения объема нового бизнеса — снижение средней стоимости договора. Так, число сделок за 2011 год в компании «ПН-Лизинг» выросло на 54%, а объем — на 9,8%. «По нашему мнению, в период финансовой нестабильности наличие в портфеле более мелких клиентов гораздо менее рискованно, чем заключение договоров с крупными якорными лизингополучателями, от которых будет зависеть устойчивость всей компании», — добавляет Роман Маланин.

Наибольшую динамику нового бизнеса продемонстрировали лизингодатели, специализирующиеся на рознице — легковом и грузовом транспорте, спецтехнике. Это, впрочем, неудивительно, так как данный сегмент традиционно наиболее быстро растет, спрос здесь стабильнее и устойчивее, а риски компенсируются ликвидностью предмета лизинга. Поэтому лидеры этого сегмента могли позволить себе активно наращивать объемы размещения. CARCADE увеличила новый бизнес в 2,4 раза по России в целом, по СЗФО — на 123% по сравнению с 2010 годом. «Такой результат достигнут благодаря целенаправленной политике компании по увеличению доли рынка путем расширения географии продаж и ассортимента продуктовой линейки», — объясняет генеральный директор «CARCADE Лизинга» Лариса Власова.

При этом в 2011 году усилилась конкуренция в сегменте лизинга легкового и легкого коммерческого транспорта. С приходом в этот бизнес компаний с государственным участием произошла рокировка лидеров рынка в первой десятке. Серьезно обострилась борьба за клиентов во всех сегментах рынка, компании одна за другой снижали удорожание по договорам лизинга, увеличивали сроки финансовой аренды, рассказывает Власова.

Жесткая конкуренция обусловлена и тем, что в рознице предмет лизинга прост, востребован, а процедура заключения сделки понятна, не требует длительных согласований и привлечения специалистов. «В течение последних лет лизингодатели при госбанках ведут политику увеличения своего присутствия именно в этих сегментах. Имея преференции в виде доступного финансирования, они могут предлагать клиентам более выгодные условия и привлекательную цену, — комментирует Маланин. — В то же время по такому уникальному имуществу, как оборудование и дорогостоящая специальная техника, из-за сложного механизма принятия решения и необходимости согласования с головным офисом государственные компании проигрывают независимым лизингодателям в регионах».

Щедрость в прошлом

В целом лизингодатели признают, что прошлый год для отрасли был очень удачным. Правда, картину подпортил четвертый квартал, когда они столкнулись с последствиями ужесточения кредитной политики банков и повышением ставок. Минимальные ставки лизингового финансирования зафиксированы в первом квартале 2011 года. Далее на рынке происходили незначительные колебания ценовых предложений, и уже к четвертому кварталу ставки резко пошли вверх, что связано с изменением конъюнктуры на финансовых рынках и повышением стоимости фондирования для лизинговых компаний.

По данным CARCADE, в течение года ставки лизингового финансирования увеличились на 2—3%. «Несмотря на то что в целом по итогам 2011 года ставка рефинансирования [ставка рефинансирования] в России выросла всего на 0,25%, банки отреагировали очень чутко, скорректировав процентные ставки по выдаваемым лизинговым компаниям кредитам. Осторожность российских банков выразилась также в уменьшении кредитных линий для крупных лизингодателей, а для небольших — в полном закрытии. Исходя из этого, сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация с фондированием в течение всего 2012 года», — размышляет Лариса Власова.

Стоит отметить, что совокупный объем профинансированных участниками ренкинга средств в прошлом году вырос на 53% по сравнению с предыдущим. Это свидетельствует о том, что проблем с фондированием лизингодатели не испытывали и активно размещали средства. Понятно, что 2012 год, не столь щедрый на привлекаемые рынком ресурсы, не предполагает высоких темпов роста бизнеса лизинговых компаний.

Игроки рынка в прогнозах сдержанны. «При благоприятных условиях можно ожидать роста нового бизнеса лизингодателей в пределах 10—20%. Развитие лизинговой отрасли в России в 2012 году во многом будет зависеть от того, в какой мере нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках затронет внутреннюю экономику страны, — считает Маланин. — Банки уже начали повышать ставки по кредитам для лизинговых компаний и более осторожно подходить к финансированию лизинговых проектов. Нерешенными остаются вопросы, касающиеся правового регулирования лизинговой деятельности, в частности возможная отмена ускоренной амортизации по всем видам имущества». В случае дальнейшего нарастания проблем с фондированием лизинговые компании будут вынуждены пойти не только на увеличение лизинговых ставок и размера минимального аванса, но и на ужесточение требований к потенциальным клиентам.

Расставить приоритеты

Начальник отдела маркетинга и развития ГК «Балтийский лизинг» Евгений Колесов:

— Рост лизингового рынка в прошлом году в большей степени зависел от возросшей необходимости обновления основных фондов предприятий. Ведь уровень износа оборудования и техники во всех отраслях промышленности очень высок. А некоторая стабилизация экономики, которую мы наблюдали в 2011 году, способствовала усилению спроса и росту рынка. Поэтому общий рост российского рынка на 77% можно считать существенным. Ряд лизинговых компаний с госучастием показали рост более 100%, и это было связано с заключением крупных сделок. Крупным же рыночным компаниям, у которых объем бизнеса исчисляется десятками миллиардов, показать рост более 100% сложно.

В «Балтийском лизинге» внутренний план выполнен на 116%. Драйверами стали грузовой и легковой автотранспорт — этот сегмент составил 42% в общей структуре заключенных сделок. Большую часть в новом бизнесе также занимает строительная и дорожно-строительная техника. В 2010 году значительная часть заключенных нашей компанией сделок пришлась на оперативный лизинг. Анализируя показатели по финансовому лизингу в 2011-м, можно отметить прирост нового бизнеса — 62% к предыдущему году, что несколько ниже рыночного показателя. Тем не менее, если очистить новый бизнес от крупных сделок, которые заключили лизинговые компании с госучастием, наши показатели окажутся выше среднерыночных.

Основными задачами года для лизингодателей станут четкая расстановка приоритетов развития и определение локомотивных направлений бизнеса. Наша компания планирует увеличение объемов бизнеса по сравнению с прошедшим годом. Если рынок сможет показать 10—15%, это будет хорошим показателем. Мы прежде всего ожидаем увеличения количества сделок в сегменте легкового автотранспорта.

Ольга ВЕЛИКАНОВА

Таблицу и инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru


Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь