Только вас здесь не хватало

26 апреля 2012
Только вас здесь не хватало

Рынок лизинговых услуг настолько восстановился после кризиса, что клиенты могут смело рассчитывать на специальные условия, не уступающие по щедрости предложениям 2007 года. В борьбе за потребителей, в рядах которых наблюдаются оживление и рост спроса на коммерческую аренду, лизингодатели предлагают как специальные акции, так и особый, индивидуальный подход.

Однако соперники четко делятся по «весовым категориям»: «тяжеловесы» лизингового рынка соревнуются друг с другом за крупные заказы, в то время как более мелкие компании конкурируют между собой в своей нише.

По свидетельству экспертов, постепенная стабилизация рынка лизинговых услуг привела к обострению борьбы за клиентов. В результате предлагаемые условия сегодня настолько лояльны, что вполне сопоставимы с докризисными предложениями. «Я не вижу большой разницы между тем, что было в 2007 году и сейчас», — говорит директор по развитию Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский. По его словам, ставки вернулись на докризисный уровень: средними по рынку считаются аванс в размере 10—15% от общей стоимости и ставка удорожания от 12% до 16% в рублях. Более того, есть шанс, что эти показатели могут пойти вниз. «Рынок лизинга очень связан с банковским сектором. Если банки будут снижать процентные ставки по кредитам, то так же поступят и лизинговые компании»,— говорит господин Добровольский.

По мнению Сергея Дианина, генерального директора лизинговой компании Arval (группа BNP Paribas), острая конкуренция среди компаний, предоставляющих лизинг, проявляется в отдельных сегментах, например при аренде автомобильного или железнодорожного автотранспорта. Однако расстановка сил среди участников рынка довольно четкая. За крупные сделки соревнуются лидеры — «ВТБ Лизинг», «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и т. д. (см. таблицу). Их основное конкурентное преимущество — доступ к фондированию, причем на длительные сроки и по стоимостным условиям «ниже рынка», говорят в «ВТБ Лизинге».

По данным Романа Романовского, ведущего аналитика отдела рейтингов кредитных институтов рейтингового агентства «Эксперт РА», на 39 компаний с портфелем более 5 млрд рублей приходится 83,8% рынка. Еще 6% представляют 45 компаний с портфелем 1—5 млрд рублей, остальные 10,2% — порядка 70 фирм с портфелем меньше 1 млрд. «Небольшие лизинговые компании занимают незначительную долю рынка, поскольку в сложившихся условиях не всем из них удается стабильно вести бизнес, привлечь финансы, да и многие из них являются нишевыми игроками»,— поясняет Сергей Дианин. «Крупным компаниям неинтересно занимать сегменты работы более мелких компаний, а тем, в свою очередь, не по зубам крупные сделки: они не смогут обеспечить необходимые финансовые условия»,— подчеркивает Владимир Добровольский.

Однако специализация среди лизингодателей идет не только по клиентам, но и по видам поставляемого оборудования. В идеале при упоминании того или иного вида лизинга клиент должен вспоминать именно вашу компанию, поясняет господин Добровольский. Так, ГТЛК ассоциируется у клиентов с дорожной техникой и пассажирским транспортом, отмечает эксперт.

Неудивительно, что за конкретную нишу определенного вида услуг среди лизингодателей зачастую разгорается острая борьба. «В последние годы госкомпании стали активно наращивать свое присутствие в сегментах лизинга автотранспорта и спецтехники для малого и среднего бизнеса, таким образом усиливая конкурентное давление в рыночных нишах, традиционных для частных лизинговых компаний»,— говорит заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал» Елена Адамова.

Приемы конкурентной борьбы зависят опять-таки от масштаба компаний. Так, небольшие участники рынка в погоне за клиентом стремятся разработать различные мотивационные программы, обеспечивающие либеральные условия предоставления лизинга, тогда как крупные компании редко разрабатывают сезонные предложения, но, в свою очередь, готовы рассматривать индивидуальные решения, обеспечивающие удобные для клиента условия по договору, говорят в «ВТБ Лизинге».

В целом помимо снижения ставок среди приемов есть целый ряд дополнительных опций. Некоторые лизинговые компании упрощают требования к заемщику. Так, по словам Елены Адамовой, в ряде рекламных кампаний не раз декларировалось снижение размера аванса практически до нуля, а также оговаривалась возможность для клиента не предоставлять финансовую отчетность. «Данная ситуация особенно была характерна для сегмента автолизинга, где уровень конкуренции наиболее высок»,— поясняет эксперт.

Кроме того, большинство компаний, активно работающих в сегментах лизинга автотранспорта и спецтехники, включили в число своих предложений специальные совместные программы с поставщиками — в таком формате лизинг предлагался с минимальным или нулевым годовым удорожанием. Также отдельную роль играют умение общаться с клиентом и уровень обслуживания, убежден Сергей Дианин.

Среди тех, кто предпочитает договариваться с поставщиками,— «Центр-Капитал». Партнеры компании — целый ряд крупных поставщиков спецтехники и сельскохозяйственной техники. «Периодически мы создаем специальные программы по лизингу отдельных видов спецтехники или оборудования, в стимулировании сбыта которых особенно заинтересован поставщик, готовый предлагать льготные цены и скидки при покупке в лизинг»,— говорит Елена Адамова.

«ВТБ Лизинг», как и положено крупному игроку рынка, на специальные акции не разменивается, предпочитая сосредоточить свое внимание на каждом клиенте в индивидуальном порядке. «Преимуществами нашей компании являются индивидуальный подход к каждому клиенту и возможность разработки уникальных условий для каждого договора»,— говорят в компании.

Еще один тяжеловес — ГТЛК — также готов предложить особый формат сотрудничества. «Собственный капитал компании позволяет предлагать дорожным и пассажирским предприятиям уникальные условия лизинга техники отечественной сборки. Партнерство с ведущими российскими банками гарантирует адекватные условия по программам лизинга с привлеченным финансированием»,— поясняет Владимир Добровольский. Однако помимо коммерческих услуг компания зачастую выступает в роли эксперта и консультанта. «Очень часто наши заказы выглядят следующим образом: «подберите нам технику для коммунального хозяйства», к примеру. С подобными задачами мы справляемся успешно»,— констатирует он.

У операционного лизинга своя специфика, говорят в компании Arval, предлагающей коммерческую аренду автотранспорта с полным сервисным обслуживанием — «аутсорсинг» корпоративного автопарка. По словам Сергея Дианина, в силу специфики данного бизнеса программы стимулирования спроса в классическом виде не приносят результата. Вместо специальных программ Arval предлагает особую заботу о клиенте: круглосуточную службу поддержки водителей и помощь на дороге, прибытие аварийного комиссара к месту ДТП, реализацию подержанных машин клиента и т. д.

В свете прогнозируемой стабилизации на финансовых рынках, начало которой наблюдается в 2012 году, конкуренция на рынке лизинга только усилится.

Мария КАРНАУХ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Коммерсант-Лизинг

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь