Механизм льготного лизинга реформируется. Что ждать потребителю?

19 июля 2019
visibility 930
Механизм льготного лизинга реформируется. Что ждать потребителю?

Минпромторг реформирует механизм льготного лизинга. Что это значит для отрасли, а главное — для потребителя?

Прежде всего, об изменениях. Механизм льготного лизинга предполагал, что потребитель может пробрести автомобиль или спецтехнику отечественного производства в лизинг со скидкой от 10 до 15 процентов. Для этого следовало обратиться в одну из лизинговых компаний, аккредитованных Минпромторгом для участия в программах. Список компаний достаточно широк, в него входят и лидеры — компании федерального масштаба — и небольшие региональные компании.

Инициативы Минпромторга предполагают, что теперь лизинговые компании получат доступ к участию в данных программах на конкурсной основе: они должны будут продемонстрировать эффективность использования бюджетных средств. В действующей конструкции, отмечает газета «Коммерсантъ», «минимальный порог результативности для получения субсидии составляет 10 руб. стоимости техники на 1 руб. субсидии». Теперь же, чтобы доказать бОльшую результативность, лизинговые компании должны будут снизить на свое усмотрение размер предоставляемой конечному потребителю скидки. Кроме того, при входе в программу они должны будут заявить и количественные показатели: какой объем техники они намерены передать в текущем году. Если «план» не будет выполнен — лизинговую компанию оштрафуют.

Портал All-leasing провел опрос лизинговых компаний, спросив, готовы ли они реализовывать программу в предложенном формате. Мы предложили четыре варианта ответа:

  • Да, безусловно
  • Возможно, если найдем способ демпфировать риски ЛК
  • Маловероятно
  • Нет, для нас это становится слишком рискованным.

Следует отметить, что компании с государственным участием от выражения своей позиции отказались. Подводя итоги небольшого исследования, приходится опираться, в основном, на мнения частных, в том числе региональных компаний.

Начнем с оптимистов.

Таких — четверть среди участников опроса. Еще 20 процентов лизинговых компаний в настоящее время размышляют над возможным демпфированием рисков. Если найдут вариант минимизации возможных потерь, то продолжат участие в программах.

В целом мы позитивно оцениваем создание единых правил предоставления субсидий, стимулирующих спрос на российскую промышленную продукцию через механизм лизинга.

Сам механизм изменяется не сильно, основные изменения касаются распределения субсидии между лизинговыми компаниями, сумма субсидии теперь распределяется между лизинговыми компаниями в начале года на основании подаваемых заявок.

Очевидно, что «Европлан», который является лидером в сегменте автолизинга, обладает не только запасом прочности, но и умением управлять рисками. Но даже при твердом решении продолжить участие в программах Минпромторга специалисты «Европлана» напоминают, что «конечным получателем субсидии является не лизинговая компания, а лизингополучатель, приобретающий технику в лизинг по программе льготного лизинга, т.к. лизинговая компания субсидию передает клиенту в виде скидки на авансовый платеж. Поэтому лизинговым компаниям эта программа интересна только с точки зрения увеличения спроса на лизинг транспорта и оборудования, и как следствие — увеличение объемов бизнеса».

А будет ли при новой конфигурации программы повышенный спрос на продукцию отечественных производителей?

Спрос неустойчив, рынок растущим не назовёшь... Скидка в 10 процентов подталкивала потенциального покупателя обновлять парк техники досрочно, пока есть выгодное предложение. 

А станет ли эта же техника привлекательна при скидке в 5 процентов? В 3 процента? Это вопрос. Как можно подписаться под то, что передашь российской спецтехники на 500 миллионов рублей, к примеру?

Алексей Долгих
генеральный директор компании «Лизинг Трейд»

Елена Токинова, руководитель департамента развития и информатизации Оренбургской государственной лизинговой компании, развивая эту же мысль, поясняет, что основными потребителями их услуг являются сельскохозяйственные предприятия:

Наши клиенты зависимы от погодных условий и, как следствие, урожайности, так как Оренбургская область является зоной рискованного земледелия. Таким образом, планирование технической модернизации руководителями хозяйств не носит стратегического характера и не является долгосрочным.

Елена Токинова
руководитель департамента развития и информатизации Оренбургской государственной лизинговой компании

Напомним, при скидке на продукцию автопрома в десять процентов и участии в программе Минпромторга широкого круга компаний лимиты финансирования 2019 года были исчерпаны за два месяца. Но сохранится ли повышенный спрос, если скидка сократится вдвое? А ведь именно сокращение скидки позволит компаниям победить в конкурентной борьбе.

«Система отбора компаний для участия в программе не кажется достаточно прозрачной. Какую скидку надо заявить, чтобы стать ее участником: девять процентов? Восемь? Семь? Как будет на основании этого произведен отбор? Пока непонятно, — говорит Алексей Долгих. — Частные лизинговые компании не могут позволить себе убытки. Поэтому заявлять объем и размер скидок, не будучи уверенными в их реалистичности, в адекватной реакции рынка, в спросе — этого частная компания позволить себе не может».

Многие участники опроса обращают внимание на то, что все риски при реализации программы ложатся на лизинговые компании.

Лизинговые компании реализовывают технику, финансируют своими средствами скидки по авансовым платежам, получая возмещение из бюджета намного позже. В случае невыполнения показателя результативности будет  наложен  штраф. А если субсидия не будет возмещена Минпромторгом  (например, при  невыполнении показателя результативности), лизинговые компании будут вынуждены требовать от лизингополучателей компенсировать эти суммы.

Кристина Кунгурцева
финансовый директор казанской компании «Восток-лизинг»

Алексей Долгих, генеральный директор «Лизинг Трейд» резюмирует:

«Давайте суммируем риски. Риск первый: скидку лизинговая компания предоставляет за свой счет, тем самым „замораживая“ деньги на длительный период, до возмещения из бюджета по итогам года. Риск второй — получить штрафы от Минпромторга, не выполнив взятые перед ним обязательства по независящим от лизингодателя причинам, в силу падения рынка, например. И, наконец, третий риск — получить штрафы от Счетной палаты за недочеты в договорах. И эти риски мы должны взять на себя, не будучи бенефициарами реализуемой программы, полностью транслируя полученную от государства скидку конечному потребителю».

Именно в силу этих рисков 45 процентов компаний, принявших участие в опросе, не будут участвовать в реализации программы после принятия изменений, еще 10 процентов — скорее всего, тоже откажутся.

Очевидно, что это предварительные данные, которые могут быть существенно откорректированы после того, как документ будет доработан и принят.

Какие последствия это будет иметь для лизингополучателей? Прежде всего, существенной скидки в 10 процентов им теперь никто не предложит. Во-вторых, сократится количество компаний-участников программы. В ней наверняка останутся крупные прогосударственные и специализированные компании, в то время как большая часть региональных компаний откажутся от участия.

«Такое распределение ограничивает конкуренцию между лизинговыми компаниями, по сравнению с действовавшим ранее механизмом, когда лизинговые компании стремились заключить максимально возможный объем сделок по программе на рыночных условиях и получить субсидию из выделенной на год суммы пропорционально своему результату», — резюмируют в «Европлане».
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь