Электронный ПТС в автолизинге

12 августа 2019
Электронный ПТС в автолизинге

С ноября текущего года Россия должна перейти на электронные паспорта транспортных средств. Но уже сегодня заводам изготовителям и импортерам доступно получение электронного документа на новые автомобили.

В начале августа некоторые лизинговые компании стали сообщать о передаче транспортных средств лизингополучателям с ЭПТС, правда большинство компаний находятся сейчас в стадии заключения договоров, подключения к системе и ее тестировании. «Европлан», например, уже в 2018 году стал первой лизинговой компанией в России, поставившей для своих лизингополучателей транспортные средства на учет в госорганах с электронным ПТС.

Портал All-leasing решил узнать о подробностях перехода на электронный ПТС, механизме получения документа и влиянии его на лизинговую сделку.

Об электронном паспорте транспортного средства

Введение электронного ПТС планировалась еще два года назад, но по объективной причине ввод этого типа документа сдвигался. Ключевой проблемой было отсутствие единой базы данных Госавтоинспекции. Региональные базы по всей России работали на разных программных обеспечениях, поэтому объединить их было не так просто. В итоге над созданием общероссийской базы ГИБДД работали не только программисты, но и юристы, которым удалось адаптировать законы под систему. Сейчас заводам изготовителям и импортерам доступна система электронных паспортов, в которой формируется электронный паспорт автомобиля при заполнении данных о нем.

Какая информация хранится в электронном ПТС

  • Технические данные машины: марка, модель, VIN, год изготовления, модель и номер двигателя, номера шасси и кузова, цвет, мощность, рабочий объём и тип двигателя, разрешённая максимальная масса, масса без нагрузки, а также сведения об изготовителе, страна вывоза и таможенные ограничения.
  • Сведения о собственниках.
  • Данные об авариях и ремонтах автомобиля.

Отличия получения ЭПТС от бумажного ПТС

Для клиента процедура оформления ПТС будет отличаться только тем, что все записи будут производиться не на бумажном бланке, а в «системе электронных паспортов» (СЭП) и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью продавца и покупателя.
Денис Яковлев
начальник отдела бизнес-процессов и технологий лизинговой компании CARCADE

«Если у покупателя нет электронной подписи и нет необходимости в доступа в системе к ЭПТС, то он может просто сообщить код из СМС или e-mail продавцу, и продавец подтвердит оформление за покупателя. При этом в сам электронный паспорт будет внесена информация о договоре купли-продажи. Процедура фиксации в ЭПТС передачи в лизинг проводится аналогичным образом, только уже между лизинговой компанией и лизингополучателем», — добавил Денис Яковлев.

Главное отличие документов — в праве перехода собственности. В случае с электронным ПТС оно осуществляется с помощью системы электронных паспортов, тогда как в случае с обычным ПТС право собственности закрепляется в бумажном документе. Еще одно отличие — при постановке автомобиля на учет не нужно предоставлять электронный ПТС в ГИБДД.
Дмитрий Ивантер
генеральный директор ВТБ Лизинг

Доступ лизингополучателя к ЭПТС

У лизингополучателя доступ к ЭПТС появляется после переоформления права собственности с дилера на лизинговую компанию и оформления лизинговой компанией в ЭПТС передачи машины в лизинг с подтверждением лизингополучателем. При этом, чтобы лизингополучателю зайти в систему электронных паспортов (далее СЭП) и увидеть ЭПТС, ему необходимо оформить электронную подпись и зарегистрироваться в системе, рассказали в CARCADE.

«Однако необходимости в доступе к ЭПТС у лизингополучателя, скорее всего, не будет, так как в ЭПТС он не увидит информацию о собственниках и регистрационные данные (гос. знак и СТС), а предоставлять какие-то выписки или данные из ЭПТС госорганам не нужно по той причине, что у них будет прямой доступ к системе», — прокомментировал Денис Яковлев.

Как отразиться получение ЭПТС на оформлении лизинговой сделки

В лизинговой компании CARCADE рассказали, что потенциально переход на ЭПТС должен незначительно увеличить скорость взаимодействия с лизингополучателем и сократить время оформления сделки из-за устранения оформления одного бумажного документа.

«Но в то же время усложняется процесс внесения данных в ЭПТС после проведенной сделки в связи с тем, что лизинговой компании придется нести затраты на установку оборудования и оплату услуг по внесению данных в ЭПТС, а также подключение к системе всех участников сделки», — добавил Денис Яковлев, начальник отдела бизнес-процессов и технологий лизинговой компании CARCADE.

По мнению «ВТБ Лизинг» на проведении самой лизинговой сделки получение ЭПТС не отражается, но у лизингополучателей могут возникнуть сложности с постановкой автомобиля на учет в ГИБДД — не каждое подразделение работает с электронными паспортами транспортного средства.

«Процесс обслуживания договора лизинга осложняется из-за того, что ГИБДД не будет обогащать базу ЭПТС информацией о собственниках машины, равно как иными данными, например: регистрационный знак, изменение номера двигателя, дата и номер СТС и прочее. А это уже катастрофическая недоработка архитектуры системы, которая в итоге даст ненадежное строение», — дополнил Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан».

О сложностях перехода на ЭПТС для лизингодателей

В «Европлане» рассказали, что на практике процесс перехода на ЭПТС оказался очень сложным и недостаточно подготовленным со стороны разработчиков, которые не учли все нюансы уже действующих в стране, иногда многосторонних процессов перед регистрацией и во время регистрации транспортного средства, например, при лизинге.

Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА) неоднократно выражала обеспокоенность тем, что многие ключевые для процесса перехода вопросы по ЭПТС до не были решены ни к срокам запуска в 2017 году, ни к 2018 году, ни к 2019 году. Предметное описание проблем было закреплено в нескольких обращениях ассоциации и в резолюции 9-го ежегодного Съезда Лизинговой отрасли от 31 мая 2019 года. Сейчас это особенно актуально из-за окончательности перехода на ЭПТС и отказа от бумажных ПТС с 1 ноября 2019 года.

«Одна из главных проблем, которую важно решить до этой даты, — отсутствие у покупателя возможности получить информацию о текущем или предыдущих собственниках приобретаемого автомобиля. С бумажным ПТС лицо, которое вам предъявляет подлинник, то есть фактически обладает документом, как правило, является собственником (титул собственника), легко «доказывает» титул самим документом и записью в нем. Собственник или продавец легко могут отправить потенциальному покупателю и копию ПТС для изучения истории предыдущих владений. При переходе на ЭПТС указание собственника разработчики системы сделали необязательным, поэтому с полной уверенностью определить, кто последовательно является собственником автомобиля с ЭПТС стало невозможно. На деле текущему собственнику подтверждать право собственности придется, дополнительно показывая покупателю бумажный договор купли-продажи и акт приема-передачи. Однако не ясно, что делать, если несколько «собственников» предъявят несколько ДКП на один и тот же автомобиль», — прокомментировал Александр Михайлов, генеральный директор автолизинговой компании «Европлан».

В «Европлане» также обеспокоены тем, что вносить и получать данные в системе электронного ПТС могут только участники системы: завод-изготовитель/импортер, дилер и лизинговая компания и другие, причем работа с данными является для участников системы платной. Частные лица без специальной регистрации не могут не только вносить, но и получать данные из ЭПТС, то есть затруднительно даже посмотреть историю владения покупаемой машины.

«Есть также особые случаи, когда надлежащего собственника, например, лизинговую компанию, предыдущая цепочка собственников не указала собственником в ЭПТС. Такой, даже надлежащий, собственник не сможет при продаже (завершении лизинга — в случае с лизингом) указать собственником лизингополучателя в ЭПТС. И тот в свою очередь должен обратиться в «уполномоченную организацию» для внесения себя собственником на основании ДКП. Причем пока не ясно, кто будет выполнять роль «уполномоченных организаций». А отсутствие истории собственников в ЭПТС повышает риск мошенничества с куплей-продажей автомобиля и чревато неразберихой в ходе его эксплуатации», — рассказал Александр Михайлов.

Во многих жизненных ситуациях с автомобилем требуется простое и быстрое подтверждение твоей собственности на транспортное средство. Например, в банке, при получении парковочных разрешений или для эвакуации машины с бумажным паспортом (при отсутствии СТС), именно ПТС используется для подтверждения факта собственности и быстрого получения информации о конкретном автомобиле.

На деле же выходит, что при электронном ПТС придется гораздо чаще использовать оригинал бумажного многостраничного договора купли-продажи. В чем тогда цифровизация? Как доказать, что договор не поддельный, а лицо, предоставляющее его, является собственником данного автомобиля? При этом учесть выдачу и возврат бумажного оригинала многостраничного договора купли-продажи, который, как правило, хранится в архивах и на их выдачу требуется время. Все это значительно затрудняет и делает документооборот вовсе не электронным.

Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан»
Александр Михайлов
генеральный директор компании «Европлан»

В CARCADE также отметили, что сложностей пока немало, так как оператор системы недостаточно детально проработал процессы работы лизинговых компаний, например, вообще не реализована процедура цессии.

Также, по мнению лизинговой компании CARCADE, требуется скорейшим образом решить проблемы отсутствия в электронной версии некоторых важных для расчета транспортного налога данных, таких как тип двигателя, его мощность в лошадиных силах, регистрационные данные транспортного средства (гос. номер, номер СТС). Кроме того, есть проблемы и с подтверждением собственности при сделке купли-продажи и просмотре истории собственности, так как в настоящее время цепочку собственников в ЭПТС не может видеть никто.

В «ВТБ Лизинге» дополнили, что не все поставщики являются участниками системы электронных паспортов и могут передать право собственности лизинговой компании. «Система ЭПТС требует доработки, «ВТБ Лизинг» инициировал запрос к администрации системы электронных паспортов с предложениями по ее оптимизации», — рассказал Дмитрий Ивантер, генеральный директор «ВТБ Лизинга».

В заключение в компании «Европлан» сказали, что, безусловно, сама идея перехода на электронные учётные документы для миллионов транспортных средств выглядит очень здраво и обещает много удобства и пользы. У электронных ПТС есть много неоспоримых преимуществ перед бумажными ПТС, заполняемыми вручную или на принтере в ГАИ. 

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь