25 сентября «Лизинговая компания «Европлан» проведет сбор заявок по новому размещению облигаций. Планируемый объем размещения — 5 миллиардов рублей, ориентир по ставке купона — 8,85–8,95% годовых, эффективная доходность 9,05–9,15% годовых.
Следует отметить, что за двадцать лет работы на рынке «Лизинговая компания «Европлан» не допустила ни одной просрочки в выплате процентов по кредитам (займам), выплате купонов и в погашении иных задолженностей.
Накануне букбилдинга компания провела деловой завтрак для потенциальных инвесторов. На нем Александр Михайлов, генеральный директор лизинговой компании, представил стратегию ее развития и практики управления рисками.
История компании началась в Ростове-на-Дону, «Европлан» стал одним из успешных стартапов международного фонда. Но уже через год компания переезжает в Москву с намерением масштабировать бизнес. Тогда, как вспоминает Александр Михайлов, речь о специализации не шла: в лизинг передавалось разнообразное оборудование для малого и среднего бизнеса. При этом, чтобы оценить устойчивость потенциального клиента, приходилось по разрозненным данным строить финансовую модель — отчетность любого малого предприятия в тот период была далека от его реального состояния. И судя по тому, что портфель компании за год вырос в пять раз, кредитные специалисты «Европлана» справлялись с этим. (Для сравнения: сегодняшняя модель оценки рисков позволяет оформить сделку за один день. Внутренний рекорд компании — оформление лизинга за 37 минут.)
Еще через год компания получает первые международные кредиты (российские банки в те годы лизинг не кредитовали) и, самое главное, успешно их впоследствии возвращает. И, наконец, через пять лет после создания происходит событие, которое определило развитие «Европлана» на годы вперед: была куплена компания «Рольф Лизинг», дочерняя компания автодилера, и выбран курс на специализацию. С 2005 года «Европлан» будет заниматься только автолизингом, став крупнейшей специализированной компанией России.
Что такое лизинговая компания с точки зрения инвестора?
Это владелец большого массива имущества. Когда имущество однородно — в нашем случае это автотранспорт — то приобретаются уникальные навыки и компетенции по управлению им.
Лизинговая компания — это, можно сказать, профессиональный покупатель. Ежегодно «Европлан» приобретает 33 тысячи единиц автотранспорта. При таком объеме компания получает скидки от дилеров, что, с одной стороны, позволяет формировать привлекательные предложения для клиентов, с другой стороны, обеспечивает финансовую устойчивость сделки. Для поддержания этой финансовой устойчивости бизнес-модель «Европлана» подразумевает обязательный аванс, размер которого зависит от параметров сделки. Как отметил Александр Михайлов, «мы убеждены в том, что сделки должны формироваться с финансовым участием клиента», при этом к размеру аванса, как и другим условиям передачи автомобиля в лизинг, в компании подходят гибко, индивидуально в случае каждого клиента.
Третья составляющая бизнес-модели — управление рисками. Многолетний опыт работы и использование современных практик в управлении рисками позволяют компании работать безубыточно даже в кризисные годы или в периоды, когда автомобильный рынок демонстрирует снижение.
Наконец, грамотное управление имущественным комплексом подразумевает, что автотранспорт не только выгодно приобретается, но и безубыточно реализуется. Понимание того, сколько стоит данный автомобиль после определенного срока эксплуатации и умение продать его по рыночной цене — это еще одна составляющая успешной бизнес-модели.
Почему эта информация, как нам кажется, важна для потребителя, а не только для инвестора? Потому что дает понимание бизнес-логики партнера. И, наконец, надежность важна не только тем, кто вложил в этот бизнес деньги. Для клиентов это тоже определяющий фактор.
С самого начала деятельности «Европлан» выбрал в качестве ниши малый и средний бизнес. И, после специализации на автолизинге, опора на этот потребительский сегмент сохранилась. Во всем мире субъекты МСП считаются более рискованными заемщиками, нежели крупные корпоративные клиенты, а российские реалии только увеличивают этот риск. Но именно опора на малый бизнес позволяет диверсифицировать портфель. Как отметил Александр Михайлов, в числе постоянных клиентов есть представительства иностранных компаний, в том числе из Fortune-500, но в целом почти 82 процента портфеля состоит из сделок с малым бизнесом, доля сделок с крупными корпорациями не превышает 10 процентов. Это позволяет поддерживать высокий уровень диверсификации и сохранять стоимость рисков на уровне 0,4 процентов.
Кроме того, «Европлан» обладает самой масштабной филиальной сетью — она покрывает 90 процентов населения страны. Более 76 офисов по всей России работают с 4 000 дилерских центров. Это говорит не только о возможностях и масштабах лизингодателя, но и о региональной диверсификации.
Какие бы внутренние или внешние кризисы не потрясали экономику, лизинг будет востребован всегда. Это проверенный временем механизм инвестиций в реальную экономику. И если в западноевропейских странах проникновение лизинга составляет 30–49 процентов, то в России — 10. Это открывает широкие горизонты для развития отрасли. Статистика это подтверждает: в 2008 году финансовую аренду в качестве способа приобретения легкового автотранспорта предпочитали 2,9 процента покупателей, а в 2018 — уже 10,3.
Итоги государственных программ поддержки, реализуемых Минпромторгом, свидетельствуют о наличии отложенного спроса, который стимулируется льготами конечному потребителю. Только клиенты «Европлана» получили в рамках данных программ 3,5 млрд субсидий от государства. Кстати, за время действия госпрограмм «Европлан» выплатил в бюджет свыше 13 млрд налогов.
При этом лизинг, с одной стороны, отражение реальных процессов в экономике страны, а с другой стороны, — способ стимулирования целых отраслей.
Именно поэтому вложение средств в лизинг выгодно и клиенту, и инвестору. Конечно, при условии, что лизинговая компания управляется так же грамотно, как «Европлан». На деловом завтраке представитель акционера компании — холдинга «САФМАР», генеральный директор ПАО «САФМАР Финансовые инвестиции», председатель Совета директоров АО «ЛК «Европлан» Авет Миракян отметил, что «Европлан» является стратегическим активом холдинга. Осталось добавить, что в соответствии со стратегией развития рост бизнеса «Европлана» будет составлять от 15 до 30 процентов в год. Ваш бизнес может развиваться вместе с «Европланом».
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|