Рост на фоне падения: В реализации транспортных средств действуют разнонаправленные векторы

26 декабря 2019
Рост на фоне падения: В реализации транспортных средств действуют разнонаправленные векторы

Рынок автотранспорта в течение 2019 года демонстрировал разнонаправленные векторы: прямые продажи во всех сегментах, за исключением автобусов, падали, рынок автолизинга рос.

Эксперты прогнозируют, что данный тренд сохранится. Что повлияет на спрос и предложение в 2020 году? Мы попросили экспертов и участников рынка выделить главные факторы.

1. Утилизационный сбор. Его рост, по мнению специалистов, безусловно, скажется на объемах продаж.

— Увеличение стоимости импортируемых автомобилей — а таких у нас 17 процентов от всех реализуемых — составит от 60 до 150 тысяч рублей. При этом цена сегодня является ключевым фактором при выборе автомобиля. Соответственно, это неминуемо скажется на продажах в массовом сегменте, — отметил Олег Мосеев, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», выступая на конференции Объединенной лизинговой ассоциации.

По мнению экспертов дилерской ассоциации, продажи нового автотранспорта сократятся на 8%.

— В 2020 году из-за повышения утилизационного сбора, механизм компенсации которого пока не до конца понятен, произойдет очередное повышение цен на легковые и коммерческие автомобили. Особенно сильно это скажется на брендах, у которых нет собственного производства в России, — считает Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research.

Татьяна Арабаджи проводит аналогию с повышением НДС: в конце 2018 года компании активно закупали коммерческую технику по старым ценам, а затем, в 2019 году продажи новой легковой и коммерческой техники сократились.

Впрочем, рынок автолизинга продолжил свой рост в 2019 году и, по мнению экспертов Russian Automotive Market Research, может сохранить положительную динамику и в предстоящем году. Общее снижение продаж может не привести к снижению лизинговых поставок, так как в лизинг в основном приобретают технику корпоративные клиенты, а не частные лица. Соответственно, привлекательность лизинга может повыситься на фоне роста цен и невозможности использовать собственные или кредитные средства.

С этой точкой зрения солидаризируются и участники рынка.

Кирилл Осипов, руководитель отдела оценки имущества ГК Альфа-Лизинг:

— По факту рост стоимости автомобилей и спецтехники составит не выше 5% и на рынке лизинга это не отразится. Для многих предпринимателей лизинг — это единственный способ расширить или обновить автопарк. А благодаря гибкости финансового инструмента удорожание техники будет не так заметно как при единовременной выплате.

2. Изменение форматов государственной поддержки

В течении ряда лет Минпромторг реализовывал программы поддержки производителей автотранспорта, дорожной и строительной техники с использованием механизма лизинга. Начиная с 2018 года этот механизм начал давать сбой. В результате участники программы — лизинговые компании — не получили в полном объеме бюджетную компенсацию за предоставленные конечным потребителям скидки. А с 2020 года Минпромторг переходит на единую лизинговую субсидию.

— Не совсем понятно, как будет действовать новый механизм, документ пока не принят. Тем не менее, уже сейчас ряд лизинговых компаний говорят о том, что обсуждаемые варианты работы по единой лизинговой субсидии не выглядят привлекательными, — отметила Татьяна Арабаджи.

Очевидно, что часть компаний, в первую очередь небольшие региональные, откажется от участия в программах Минпромторга. А льготный лизинг как инструмент стимулирования спроса будет доступен только игрокам федерального масштаба.

3. Изменение парадигмы потребления и сокращение дилерских центров

Шеринговая экономика активно проявляется именно на авторынке. Мы уже писали, что Москва в уходящем году заняла первое место по количеству автотранспорта в каршеринге. Правда, Олег Мосеев, президент РОД, выступая на автоконференции Объединенной лизинговой ассоциации, гораздо выше оценил перспективы подписки на автомобиль:

— Например, в США уже все автопроизводители имеют программы подписки, достаточно большое количество дилерских групп имеют аналогичные программы, но для подержанных автомобилей. Стратегия американских дилеров основана на том, что себестоимость услуги на авто с пробегом гораздо ниже, чем на новую машину: новый автомобиль, как известно, теряет пятую часть своей стоимости в момент выезда из автосалона, а подержанная машина может за год не только не потерять, но даже увеличить свою рыночную стоимость.

Еще одной тенденцией на авторынке Олег Мосеев назвал сокращение количества дилерских центров.

— Будет ли дальнейшее сжатие дилерской сети? В США, например, действует такая закономерность: количество дилеров составляет одну тысячную от общего объема продаж. Когда продажи составляли 17 млн штук работало 1700 дилерских центров, упали продажи до 14 млн — аналогичное сжатие произошло в товаропроводящей сети. У нас, конечно, это иные пропорции. Но, если ориентироваться на прогноз в 1 800 000 продаж, то 3000 действующих сегодня дилерских центров — это много.

Впрочем, собеседники портала отмечают, что на автолизинге сокращение количества дилеров не отражается.

— В целом существующая дилерская сеть в размере 3 288 точек продаж легковых автомобилей превосходит потребности рынка. Из-за существенного снижения продаж новых легковых автомобилей, объем продаж на 1 дилерский центр не всем позволяет выжить. Такая ситуация характерна и для дилеров коммерческой техники, где также сокращается количество точек продаж. Особенно тяжело приходится дилерам в небольших городах с невысокой покупательной способностью населения. Поэтому сокращение дилерской сети будет продолжаться. Возможно, часть дилеров сосредоточится на сервисных услугах, продажах подержанных автомобилей, — говорит Татьяна Арабаджи. — Конечно, потеря ряда партнёров негативно сказывается на лизинговых поставках. Но, на мой взгляд, для лизинговой отрасли закрытие ряда дилерских центров, наверное, не самая большая проблема на фоне текущей ситуации. Лизинговые компании могут самостоятельно работать с накопленной клиентской базой, могут начать сотрудничество с дилером марки из соседних регионов и т.д.

Участники рынка подтверждают это мнение.

— Не все автомобильные бренды сокращают количество своих дилерских центров. В основном это китайские Geely, Lifan, Chery, FAW и узбекский Ravon. Данные марки не пользуются популярностью у корпоративных клиентов, — поясняет Ирина Матвеева, руководитель отдела по работе с партнерами и поставщиками ГК Альфа-Лизинг.- Например, закрытие некоторых ДЦ Ford является логичным решением, так как в их линейке автомобилей осталась только модель Transit. Также сократилось количество дилерских центров ВАЗ, но их дилерская сеть по-прежнему самая большая. Альфа-Лизинг стремится закупать автомобили у стабильных и надёжных поставщиков — и их изменения не коснулись.

4. Макроэкономические факторы

Все участники рынка отмечают, что главным фактором, который отражается на авторынке и на рынке автолизинга является снижение платежеспособности клиентов, в первую очередь из корпоративного сектора. Для малого и среднего бизнеса лизинг автомобилей и спецтехники — единственная возможность обновления парка. Поэтому разновекторность — падение прямых продаж и рост автолизинга — станут трендами 2020 года.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь