Госпрограмма льготного лизинга: итоги 2019 года

3 084
04 февраля 2020
Госпрограмма льготного лизинга: итоги 2019 года

Представители лизинговых компаний поделились с порталом All-leasing итогами участия в госпрограмме льготного лизинга в прошедшем году и мнением о предполагаемых изменениях в программе, проект которой находится на доработке.

Сколько продано машин в 2019 году по льготной программе субсидирования лизинга

В прошедшем году «Газпромбанк Автолизинг» в рамках программы по господдержке лизинга профинансировал приобретение порядка 2000 транспортных средств на сумму свыше 3,5 млрд рублей. Общая экономия от предоставленных скидок для клиентов финансовой организации составила 375 млн рублей.

CARCADE заключила договоров субсидированного лизинга почти на 100 млрд рублей, причем 55% пришлось на коммерческий транспорт, включая ЛКТ, а 45% — на грузовые автомобили.

В «Альфамобиль» более чем по 1000 предметам лизинга были предоставлены скидки лизингополучателям в рамках программы. И около 7000 машин были переданы автолизинговой компанией «Европлан» по субсидии.

Какие марки по госпрограмме лизинга пользовались спросом

Согласно данным лизингодателей, самыми востребованными у малого и среднего бизнеса были машины марок ГАЗ, КАМАЗ и LADA .

Так, в «Газпромбанк Автолизинге» тройку марок-лидеров возглавил отечественный ГАЗ — его доля в общих субсидируемых продажах составила 38,3%. За ним следуют Ford (20%) и LADA (13%). Если говорить о модельной структуре продаж, то ее возглавляет Ford Transit (17,7%), на второй строчке — LADA Largus (13%), на третьей — ГАЗель NEXT (12%). Чаще всего субсидиями государства пользовались клиенты из сфер торговли — 34,8%, транспорта и связи — 29,3%, а также строительства — 12,5%.

В «Европлане» также в топ автомобилей, которые оформляли в лизинг по субсидии, вошли по убыванию LADA Largus, ГАЗ, УАЗ, Ford Transit, КАМАЗ.

Востребованными малым и средним бизнесом стали автомобили марки ГАЗ и КАМАЗ. Их суммарная доля в общем объеме субсидируемой колесной техники составила 60%, отметили в «Альфа-Лизинге». Основными лизингополучателями субсидируемой техники также стали компании строительной, транспортной и коммунальной сферы.

В CARCADE лидерами субсидированного лизинга по результатам прошлого года стали ГАЗ (50% договоров), ВАЗ (19%), Ford (8%) и КАМАЗ (около 6%). Лизингополучатели по субсидированным договорам были в основном из таких отраслей как транспорт — 38%, торговля — 25% и услуги — 13%.

О новых условиях программы льготного лизинга

С нового года правительство РФ планировало запустить единую льготную программу лизинга для сегментов машиностроения: ж/д составов, электро- и автотранспорта, газомоторной, сельскохозяйственной и специальной техники. Одним из посылов для создания новых условий участия был отказ от субсидирования производителей техники, так как посчитали, что это неэффективно.

Ключевое изменение в условиях участия в программе льготного лизинга, предлагаемое правительством, — введение конкурсной основы. То есть лизингодатели должны соревноваться между собой в том, кто больше всего передаст оборудования и техники в лизинг в расчете на один рубль государственной поддержки. В проекте для автопрома минимально возможный порог получения субсидии составлял десять рублей стоимости техники на один рубль субсидии.

По предлагаемому проекту лизингодатели изначально должны забронировать для себя бюджетные лимиты, профинансировать лизингополучателей за свой счет и только по итогам года получить возмещение субсидий по фактически проведенным сделкам. Если обязательства не выполняются, то финансовая организация штрафуется.

Данный проект постановления воспринялся критически со стороны лизинговых компаний и сейчас находится на доработке. Ожидается, что программа будет запущена во II квартале текущего года.

Что говорят лизингодатели

Единый механизм распределения бюджетных средств, по задумке, был направлен на повышение транспарентности, создание понятных всем игрокам условий доступа к средствам, с одной стороны, и ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств по объемам реализации для лизингеров, с другой, рассказывает Рустам Назаров, директор департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг». «В конечном счете, вся субсидия до единого рубля уйдет на реальные сделки, а не останется невостребованной в резерве. Для лизингополучателей это, безусловно, лишь на пользу», — подчеркивает господин Назаров.

В «Европлане» считают эффективными те программы, которые направлены на стимулирование спроса. «Оценить программу до ее старта сложно, но здесь по крайней мере сделан шаг в этом направлении», — сказали в пресс-службе автолизинговой компании.

Генеральный директор лизинговой компании CARCADE Олег Заглядин считает, что тот факт, что не очень удачная схема субсидирования не внедряется насильно, а дорабатывается, внушает надежду, что итоговый компромисс будет выгоден и государству, и рынку, и самим лизингополучателям.

Эффективность нового механизма на данном этапе оценивать сложно. Также по опыту специализированной техники у лизинговых компаний возникает множество проблем в процессе реализации субсидии на тот или иной вид техники, что в свою очередь ведет к не достижению заявленных показателей эффективности, добавили в «Элемент Лизинге».

«Важными критериями являются прозрачность условий, равный доступ участников рынка к инструментам государственной поддержки, а также соблюдение прав лизингополучателей, привлеченных к участию в программе обещанием скидок», — комментирует Римма Иващук, руководитель управления госрегулирования и комплаенс «Альфа-Лизинга». «Правила предоставления субсидий в 2020 году предусматривают фиксацию лимитов субсидирования в соглашениях с лизингодателями, что является положительным фактором и дает возможность не допустить заключение договоров лизинга в ущерб клиентов», — подчеркивает она.

В то же время, рассказывает госпожа Иващук, если в 2019 году и ранее все лизинговые компании были допущены на равных условиях и предоставляли равные скидки, то в 2020 размер скидки не зафиксирован, участники субсидирования отбираются по размеру запрошенных средств бюджета и объемам приобретаемой техники. Выигрывающий лизингодатель получает возможность претендовать на 30% от годового объема финансирования программы. Таким образом, для клиентов размер скидки не прозрачен и находится на усмотрении лизинговой компании, доступ к субсидированию ограничен результатами прохождения конкурсного отбора в Министерстве Промышленности и торговли РФ. Лизинговая компания обязана оплатить штрафы при невыполнении объемов выкупаемой техники по любой причине, что также может иметь последствия для клиентов в части роста платежей по договорам лизинга.

«Субсидирование сделок лизинга с субъектами малого и среднего предпринимательства — это рабочий и востребованный инструмент на рынке, который позволяет приобретать и обновлять основные средства. Но сдерживающим фактором является механизм ранжирования, заложенный в программу, который существенно сужает список допущенных к субсидии компаний», — комментирует Александр Валенцев, начальник отдела организации продаж ГК «Интерлизинг». Поэтому, к сожалению, не все клиенты смогут воспользоваться этой субсидией. Предоставление субсидирования лизинговым компаниям на равных условиях позволило бы существенно расширить перечень компаний-участников программы, обеспечив доступность данного инструмента для всего рынка, - отмечает Александр Валенцев.

В заключение Алексей Долгих, генеральный директор «Лизинг Трейд», отмечает, что стремление государства сделать использование субсидий более эффективным — понятно. Но не совсем понятны те способы, которыми хотят этого достичь. Если механизм не станет для всех прозрачным и доступным, количество участников со стороны лизинговых компаний начнет сокращаться, особенно это коснется частных лизингодателей. Что в свою очередь приведет к обратному — снижению эффективности механизма субсидирования. «В такой ситуации будет невозможно просчитать ни репутационные, ни экономические риски. А если правила игры будут меняться в процессе работы, то зачем вообще использовать этот механизм? На наш взгляд, лучше пока точно не становится, но мы внимательно следим за развитием ситуации», — резюмирует господин Долгих.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь