Рейтинг или рэнкинг? На что ориентироваться, выбирая партнера по лизингу

2 080
22 сентября 2020
Рейтинг или рэнкинг? На что ориентироваться, выбирая партнера по лизингу

В середине сентября рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало обзор рынка лизинга за первое полугодие. Следовательно, появились новые рэнкинги участников рынка. Почему это важно?

Случай из нашей практики. Универсальная лизинговая компания, устойчиво работающая на рынке больше 15 лет, сообщает: «Мы сделали клиенту, который обратился с заявкой на портал All leasing, вполне конкурентное предложение. Но потенциальный лизингополучатель сообщил, что руководство будет рассматривать только компании из ТОП-20».

Действительно, сотруднику финансовой службы клиента руководство дало поручение собрать коммерческие предложения от лизингодателей первой двадцатки по рэнкингу «Эксперт РА». Право ли руководство, выдвигая такое требование? Давайте разбираться.

Сначала о том, что такое рэнкинг и как он создается. Рэнкинг — это список компаний, ранжируемых по определенному признаку. В нашем случае это лизинговые компании, которые ранжируются по объему портфеля, по объему новых сделок (в финансовом выражении), по объему портфеля в той или иной сфере и другим показателям.

Как создается рэнкинг? Этому предшествует большая работа «Эксперт РА» и Объединенной лизинговой ассоциации. Участникам рынка направляется анкета, которую они заполняют на основе показателей своей деятельности. Все ли лизингодатели предоставляют эти данные? Разумеется, не все, это дело добровольное и решение об участии или неучастии в рэнкинге принимается акционером или генеральным директором. Обратите внимание: в исследованиях по итогам года, как правило, участвуют больше компаний, чем по итогам полугодия. Так, в исследовании работы за шесть месяцев 2020 года приняло участие 113 компаний, а за 2019 год — 120. Это при том, что в России, по разным подсчетам, работает более 300 лизинговых компаний.

Что надо смотреть, изучая рэнкинги лизинговых компаний? Зависит от того, какую задачу ставит потенциальный клиент. Допустим, вы хотите приобрести в лизинг энергетическое оборудование. Тогда рекомендуем посмотреть соответствующие рэнкинги, составленные по видам оборудования. Причем не за последний период, а за несколько лет. Это даст понимание, кто из участников рынка имеет опыт работы с этим видом имущества. А вот место, которое занимает ЛК в этом списке, не имеет решающего значения. На первое место компания может подняться, заключив одну крупную сделку. Но вот стабильность работы с данным видом имущества, действительно, имеет значение.

Или возьмем другую вводную. Представителю малого и среднего бизнеса важно понять, будет ли работать с его заявкой та или иная компания. В этом случае, есть смысл посмотреть рэнкинг ЛК по объему нового бизнеса в разрезе клиентов. Там ранжируются лизингодатели, работающие с малым, средним и крупным лизингом. Дело в том, что у всех универсальных компаний свои параметры вхождения в сделку. Один из них — минимальная стоимость предмета лизинга. Станок стоимостью 900 тысяч рублей, к примеру, не очень интересен большинству лизинговых компаний.

Кстати, типичный разговор с представителем малого бизнеса заучит так:

— Подскажите, в какие лизинговые компании вы направили вашу заявку на станок стоимостью 900 тысяч рублей?

— В Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, Европлан.

Так вот, первые две компании не работают со сделками такого объема, а ЛК Европлан не работает с оборудованием, специализируясь на автотранспорте.

Так что рэнкинг крайне информативный ресурс для принятия решений, надо только уметь им пользоваться. Вот совет читателям портала от Зои Советкиной, младшего директора по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА»:

— Размерный класс компании играет важную, но не главную роль при оценке устойчивости лизинговой компании. Позиции в рэнкинге по новому бизнесу, прежде всего, говорят о масштабах ЛК и ее деловой активности за анализируемый период. Если у лизинговой компании идет сильное сокращение масштабов на протяжении рассматриваемого периода, то, безусловно, при плохом администрировании поступающих и выплачиваемых платежей это может привести к проблемам. Для более объективной оценки финансовой устойчивости лизинговой компании внимание стоит уделить качеству лизингового портфеля, его диверсификации по отраслям и концентрации на лизингополучателях, а также достаточности и структуре собственных средств. В то же время стоит оценить сбалансированность активов и пассивов компании по срокам, где также можно увидеть картину того, насколько долговые обязательства компании коррелируют с задолженностью к погашению от лизингополучателей. Однако зачастую такая подробная информация недоступна для широкого круга лиц. Доступ к ней имеют рейтинговые агентства, у которых лизинговые компании получают рейтинг кредитоспособности. Поэтому при подборе лизинговой компании потенциальный инвестор либо контрагент всегда в первую очередь должен смотреть на кредитный рейтинг компании и только потом на позиции в рэнкинге по новому бизнесу.

Вот мы и добрались до важнейшего показателя в деятельности лизинговой компании — ее кредитного рейтинга. Именно он является индикатором финансовой устойчивости.

Рейтингуют ЛК несколько рейтинговых агентств. Но активнее всего на этом рынке работает «Эксперт РА». Именно эта активность и позволяет данному рейтинговому агентству составлять на постоянной основе рэнкинги, которые дают возможность потенциальным клиентам ориентироваться на данном рынке.

Информацию об имеющихся рейтингах вы можете найти на сайтах ЛК или на порталах рейтинговых агентств.

Вернемся к случаю из практики, с которого мы начали. При строительстве завода инвестор принял решение приобрести в лизинг оборудование для пищевой промышленности стоимостью 500 тысяч евро. И рассматривает при этом в качестве партнера исключительно компании ТОП-20. Так вот, первое место в рэнкинге ЛК по итогам первого полугодия 2020 года занимает Государственная транспортная лизинговая компания, которая специализируется на транспортных инфраструктурных проектах и не станет входить в сделку по пищевому оборудованию. Кроме того в ТОП-20 входят, как минимум, еще 8 компаний, которые не работают с данным видом имущества. Таким образом, инвестор, принимая решение работать только с лидерами рынка, искусственно ограничивает выбор партнера.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь