Год автолизинга

2 057
21 декабря 2020
Год автолизинга

Уходящий год можно смело назвать годом автолизинга. И не потому, что в этом сегменте все было безоблачно, а потому, что именно автолизинг «вытянул» отрасль из глубокого пике, куда она устремилась, продемонстрировав падение за полугодие на 22 процента. Однако третий квартал года показал взрывной рост, который обеспечен именно лизингом колесной техники.

Какие тренды в лизинге транспортных средств выявил 2020 год? Об этом мы спросили экспертов рынка и аналитиков.

– Результат 2020 г. для рынка легковой и коммерческой техники оказался не такой плохой, как предполагалось в апреле-мае. Тогда ожидалось, что рынки могут упасть на 30% и даже ниже, – говорит Татьяна Арабаджи, директор аналитического агентства Russian Automotive Market Research.

Но третий квартал изменил статистику. По данным Russian Automotive Market Research за 10 месяцев 2020 г. продажи легковых автомобилей и продажи легких коммерческих автомобилей сократились одинаково – на 7,9%.Рынок грузовых автомобилей сократился на 7,5%, рынок автобусов – на 5,8%. Рынок прицепов – на 3,8%.

В следующем году, считает Татьяна Арабаджи, если не произойдет каких-то экстраординарных событий, ожидается рост рынков легковых и коммерческих автомобилей порядка 5%.

В интервью агентству «Автостат» Александр Михайлов генеральный директор компании «Европлан», которая сохранила свое лидерство на рынке автолизинга и в этом году, отметил: «Главный тренд – это наращивание доли лизинга как способа приобретения автотранспорта. Компании, предприниматели и, отчасти, физические лица все больше пользуются лизингом, а продажи некоторых марок уже невозможно и представить без этого вида финансирования».

Что сказалось на рынке автолизинга?

Локдаун создал для рынка автолизинга специфические трудности. Помимо двухмесячного перерыва в работе потенциальных потребителей возникла проблема с поставкой автотранспорта. Осенью многие производители столкнулись с нехваткой машин в стоках из-за весенне-летнего простоя заводов.

Определенную поддержку автопроизводителям оказал Минпромторг, реализуя через лизинговые компании колесную технику с существенной скидкой. Впрочем, средства, выделенные на эти цели, закончились уже в сентябре.

– После того как в сентябре закончился объём субсидии Минпромторга на льготный лизинг колесных транспортных средств, выделенный на 2020 год, наши продажи в наиболее популярных марках российского производства, на которые распространяется его действие, снизились более чем на 50%, –комментирует директор по продажам продуктов автолизинга ГК ВТБ Лизинг Артем Киселев.

Впрочем, Министерство запустило новую форму реализации автотранспорта – операционный лизинг – в рамках программы «Доступная аренда».

Какие из этих трендов будут долгосрочными?

Об этом мы спросили представителей отрасли.

Рост интереса к операционному лизингу и продуктам на его основе (Подписка на автомобили), чему способствовал запуск программы «Доступная аренда», отмечают в компании «Европлан».

–Развитие каршеринга и рост парков у арендных компаний – следствие развития шеринговой экономики в целом, – считает Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг». – Новая программа Минпромторга РФ «Доступная аренда» как раз направлена и на оперлизинг (и, что важно, для физических лиц тоже), и на парки авто для арендных компаний, в том числе, каршеринговые. Программа будет работать и в следующем году, так что можно говорить о тренде.

Это подкрепляется и потребительским интересом к дополнительным услугам при заключении договора лизинга.

– Продолжается тренд на развитие дополнительных услуг, которые можно включать в договор финансового лизинга, что в свою очередь является шагом к полносервисному продукту – операционной аренде. Клиенты все чаще приходят к нам не просто, чтобы приобрести имущество, а чтобы получить, в том числе, комплекс услуг, которые возьмет на себя лизинговая компания. На сегодня мы можем предложить довольно много опций на выбор, от базовых услуг по страхованию и телематике до парковочных мест и мойки, – рассказывает Андрей Волков.

Локдаун подтолкнул всех участников рынка к наращиванию объема электронного документооборота и онлайн-бизнеса. Рост вовлеченности клиентов в использование различных онлайн-сервисов, личного кабинета клиента и электронного документооборота отмечают в компании «Европлан».

– Самый явный тренд в автолизинге в 2020 году – это увеличение процента онлайн-сделок, –считает Андрей Волков руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг».– Во-первых, сегмент автотранспорта в нашей отрасли – один из самых массовых, соответственно, и доля онлайн-продаж будет большой. Но в этом вопросе важнее отметить то, что цифровизация распространяется не только на саму процедуру подписания сделки в системе электронного документооборота, но и на те процессы, которые относятся к эксплуатации имущества и получению документов в период действия договоров лизинга.

Данный тренд подтверждается новостью от компании «Альфа-Лизинг». Здесь запустили новые технологии в принятии решений о финансировании сделок. Теперь клиент может получить ответ по своей заявке на лизинг за 15 секунд вместо стандартного 1 рабочего дня. Это стало возможным благодаря автоматизации системы анализа финансовых и нефинансовых данных о клиенте из открытых источников, сообщают в компании.

В «Европлане» решение об одобрении сделки может приниматься в течение нескольких часов.

Финансовые сложности, к которым привел этот год практически во всех областях бизнеса, привели к тому, что возрос спрос на подержанный автотранспорт.

–Мы фиксируем рост спроса клиентов на б/у технику, – сказал порталу директор по продажам продуктов автолизинга ГК ВТБ Лизинг Артем Киселев.– За последние 6 месяцев мы реализовали более чем на 40% больше таких автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рост продаж в этом сегменте демонстрирует и статистика компании «Европлан».

По прогнозам «Эксперт РА» рынок лизинга восстановится только в 2022 году. Но тот факт, что самый пессимистический сценарий в экономике не был реализован, внушает надежду на 2021 год.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь