Лизинг в санкционном пакете

23 марта 2022
Лизинг в санкционном пакете

Говоря о нынешнем кризисе, часто пытаются найти аналогии в прошлом. Но напрасно. Никогда еще в одной точке не сходился товарный дефицит по большинству предметов лизинга с заградительной ставкой кредитования. Впрочем, и санкции еще никогда не касались непосредственно лизинговых компаний, причем не только «дочерей» и «внуков» государственных банков. В этот же пакет отправились и частные банки с их лизинговыми детьми. Думал ли Сергей Хотимский, приобретая в 2001 году «БуйКомБанк» ( г.Буй, Костромская область) и заботливо взращивая его в современный Совкомбанк, что слава придет к его детищу, откуда не ждали?

А в чем ваши санкции-то?

Как санкции ограничивают попавшие под их действие лизинговые компании? Об этом мы спросили заместителя директора Группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурена Асатурова.

 Если оставить за скобками авиацию и авиационный лизинг, который вероятно ожидают не лучшие времена вместе со своими клиентами из-за введенных ограничений по самолетам, мы полагаем, что прямое влияние санкций будет наиболее заметно в части сотрудничества лизингодателей с иностранными производителями техники, оборудования, грузовых и легковых автомобилей, — считает г-н Асатуров.- Зарубежная техника формирует существенную часть предлагаемых предметов лизинга и многие иностранные производители и официальные поставщики будут следовать прямым ограничениям в работе с находящимися под санкциями компаниями. В среднесрочной перспективе таким санкционным лизингодателям, вероятно, придется искать обходные пути для получения желаемой техники. Опыт некоторых лизинговых компаний, оперировавших с 2014 года в Крыму, показывает, что адаптироваться к таким условиям можно.

Строго говоря, эти проблемы легли на плечи всей отрасли. Рынок активно переориентируется на китайскую или отечественную технику и оборудование.

— Все остальные ограничения от санкций, включая попадание головных структур этих лизинговых компаний в список SDN, не оказывают драматического влияния на деятельность, поскольку они в основном сосредоточены на предоставлении своих услуг в Российской Федерации и не имеют, как правило, осязаемых обязательств перед нерезидентами, — подтверждает Сурен Асатуров.- Напротив, наличие сильных поддерживающих организаций в виде системообразующих банков, кратно превосходящих эти лизинговые компании по масштабам деятельности, будет оставаться серьезным конкурентным преимуществом в текущей непростой для всей лизинговой отрасли ситуации.

По данным портала All leasing это действительно так: некоторые государственные банки в последние недели выделили существенные объемы финансирования дочерним компаниям, что позволяет последним продолжить активную работу на рынке. Это подтверждает и опрос компаний, попавших под санкции, которые провел наш портал. Так, пресс-служба ВТБ Лизинга сообщает:

—  В автолизинге прорабатываем сценарии дальнейшей работы. Несмотря на дефицит машин на российском рынке, нам удалось забронировать около 400 единиц транспорта, уже начали передавать их клиентам. Кроме этого, в парке ВТБ Лизинг доступны еще более 100 автомобилей для проекта подписки.

Но Сурен Асатуров предлагает не обольщаться:

— Мы считаем, что компании, попавшие под санкции, будут испытывать те же самые трудности, что и все лизингодатели в России. Уход с рынка ряда иностранных производителей легковых и грузовых машин, поставщиков строительной техники, оборудования, всевозможных комплектующих и т.д. сужает возможности для развития лизинговой индустрии. Иностранные предметы лизинга пока остаются доминирующими по многим направлениям, поэтому это может стать серьёзным препятствием для качественного предложения лизинговых услуг.

Информация для тех, кому немного за тридцать

Несмотря на уникальность сложившейся ситуации, в современной экономической истории России были сопоставимые потрясения. Напомним.

Год

Инфляция

Ставка рефинансирования/ключевая ставка

Курс доллара (начало года-конец года

Стоимость нефти

(долларов за баррель)

1992

2508,85%

50-80%

125-414

18.2

1998

80%

60%

5,6-20,9

12.7

2009

8,8%

12,5-8,75%

29,4-30,1

47, 1

Так что экономика страны видывала дивные времена.

В 1992 году простого обывателя спасли «челноки». Думали ли вы когда-нибудь о мужестве этих женщин, которые дальше Минвод по профсоюзной путевки никогда не ездили и больше тринадцатой зарплаты в руках не держали? И тут, в желании прокормить семьи, они ехали в какую-то Италию, не зная языка, пряча наличные доллары, куда только можно, находя нужные магазины, склады, таща на себе эти клетчатые сумки...

Правда, за их спиной стоял Указ о свободе торговли.

1998 году шок длился месяцев пять- шесть. А потом выяснилось, что финская колбаса «золотая салями» стала на наших прилавках поистине золотой. И откуда-то в стране появилась пищевая промышленность, которая решила модернизировать производства (см. ставку рефинансирования), а потом упаковочная и все остальное подтянулось и наладилось. В 2000 году объем рынка лизинга по сравнению с 1999 годом утроился.

Правда, тогда еще существовали остатки советской промышленности, а в цехах стояли станки, а не создавались модные пространства для фотосессий.

Что насчитает нам Эксперт РА нет, не в этом, — в следующем году? От нас зависит. Правда, не только от нас. Но — работайте, братья. И сестры —работайте.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь