Возвратный лизинг: искусство возможного

13 апреля 2022
Возвратный лизинг: искусство возможного

Практически все ведущие лизинговые компании, специализирующиеся на финансовой аренде автотранспорта, объявили о реализации программ возвратного лизинга. Строго говоря, ряд компаний, например Европлан и Интерлизинг, предоставляли такую возможность своим клиентам всегда. Но сегодня возвратный лизинг крайне востребован — предприятия испытывают острый дефицит оборотных средств. И не то, чтобы финансовая аренда собственного КАМАЗа была бы дешевле кредита, нет. «Ни один банк не одобрил нам кредит, хотя мы на рынке с 2004 года, имеем безупречную кредитную историю, диверсифицированный портфель заказчиков», — рассказал порталу All leasing коммерческий директор транспортного предприятия Юрий Сергеевич. Видимо, возвратный лизинг — единственный способ решить проблемы компании, предположил читатель.
Давайте посмотрим, каковы базовые условия возвратного лизинга от ведущих игроков.

Но сначала:

Что представляет собой механизм возвратного лизинга?

Суть его заключается в том, что клиент продает лизинговой компании своё имущество, например транспортное средство, и одновременно оформляет на него договор лизинга. Таким образом, клиент сохраняет за собой свой автотранспорт и получает деньги для оперативной деятельности. При этом сохраняются все налоговые выгоды лизинга.

«Не стоит забывать и про налоговые преференции, которые получает клиент, оформляя договор возвратного лизинга: платежи можно отнести на себестоимость в полном объеме; возможна ускоренная амортизация; НДС в составе лизинговых платежей принимается к зачету полностью», - напоминают в компании «Балтийский лизинг». 

Каковы требования к транспортному средству, которое предлагается в возвратный лизинг?

Альфа-Лизинг:

Легковые автомобили — пробег до 50 000 км и возраст до 5 лет.

Коммерческий транспорт — пробег до 150 000 км, возраст до 3 лет.

Грузовой транспорт (седельные тягачи) — пробег до 700 000 км и возраст до 7 лет.

Прицепы и полуприцепы — возраст до 10 лет.

Спецтехника — наработка до 7 000 км, возраст до 5 лет.

«Индивидуально мы готовы рассмотреть технику, которая не подходит под данные критерии, но находится в хорошем техническом состоянии», — говорит Дмитрий Кудрявцев, заместитель директора по рискам ГК Альфа-Лизинг.

Европлан:

Рассматривает все виды транспортных средств, как новые, так и с пробегом.

Интерлизинг:

Возраст транспортного средства не старше 8 лет по выходу из лизинга, пробег рассматривается индивидуально.

Газпромбанк Автолизинг:

Ограничений по пробегу и году выпуска нет. Это касается всех типов ТС.

CARCADE:

Для легковых автомобилей иностранных производителей (включая отдельные марки Китая) — 7 лет на момент окончания договора, для отечественных и ряда китайских — 5 лет. При этом пробег должен составлять не более 60-100 тыс. км.

Также, поясняет Евгений Курбакин, директор департамента продаж CARCADE, возможно финансирование автомобилей и старше 5/7 лет, но за каждый год сверх максимально допустимого возраста будет прибавляться 5% к минимальному авансу.

Требования к коммерческой технике (возьмём, к примеру, тягачи) предполагают бОльшие пороги ограничения. Для техники первой категории возраст на момент завершения договора лизинга должен быть не более 10 лет. Тягачи из второй группы производителей должны быть не старше 7 лет на момент завершения лизинга. Увеличение возраста сверх нормативов также увеличивает размер первого платежа.

Ограничение суммарного пробега (наработки) на дату рассмотрения заявки для первой категории стран-производителей составляет 700 тыс. км. (м.ч.). Для второй — 500 тыс. км. (м.ч.).

Действует ли предложение только для клиентов компании, или можно прийти «с улицы»?

Тут компании единодушны: никаких ограничений нет. Но в Европлане пошли еще дальше: «Мы предлагаем возвратный лизинг в том числе для компаний, которые входят в одну группу компаний, а не только в том случае, когда лизингополучатель и поставщик одно и то же лицо».

Например, на рынке работают две компании А и Б, у них один конечный бенефициар. На балансе компании А есть три грузовых автомобиля, но компания остро нуждается в оборотных средствах. Европлан выкупает автомобили у компании А и передает их в лизинг компании Б. У бенефициара остается имущество, и, без обращения в банк, появляются денежные средства.

«Наша компания предлагает возвратный лизинг не только действующим, но и новым клиентам, в том числе и тем, которые хотят перейти из другой лизинговой компании к нам. В сложившихся условиях, когда некоторые лизинговые компании прекращают финансирование или покидают российский рынок, мы готовы поддержать бизнес и дать ему возможность эффективно продолжать свою деятельность», - сказал заместитель коммерческого директора «Балтийского лизинга» Дмитрий Тимофеев.

Как при заключении сделки оценивается транспортное средство?

С коллегами из лизинговой отрасли мы вспомнили старые добрые времена и выяснили, что в 2019 году новый КАМАЗ стандартной комплектации стоил порядка 3 млн рублей. Правда, среди дилеров нашлись люди, которые уверяли, что и за 2 млн можно было купить, но мы им не поверили. Так хорошо не бывает, правда?

Сегодня КАМАЗ 2019 года выпуска можно купить в диапазоне 5-7 млн рублей. Как его оценят при сделке возвратного лизинга?

На самом деле, и здесь позиции компаний отличаются только нюансами.

Европлан:

Мы оцениваем ТС в соответствии с текущим рынком. Европлан давно и успешно работаем с рынком транспорта с пробегом в различных направлениях, в том числе у нас есть собственный аукцион, на котором за лот борются десятки покупателей.

Интерлизинг:

Стоимость ТС оценивается исходя из анализа рынка аналогичных позиций. Примеры приводить сложно из-за постоянно меняющихся цен, но по опыту прошедших сделок результат оценки устраивал все стороны.

Газпромбанк Автолизинг:

Это обычная рыночная сделка, когда продавец предлагает свою цену, а покупатель в лице лизинговой компании ведет торг. Конечная цена фиксируется в ДКП. Стоимость автомобиля три года назад в этом смысле влияния на его нынешнюю цену не оказывает — мы исходим из аналогичных предложений на рынке в текущий момент.

Альфа-Лизинг:

Мы проводим оценку технического состояния и ориентируемся на стоимость аналогичного автомобиля на рынке.

Балтийский лизинг

Оценку стоимости имущества проводим в соответствии с актуальными рыночными условиями. 

CARCADE:

Изначально стоимость определяет клиент, но он должен понимать, что её будет проверять наш отдел оценки ТС относительно предложений на рынке, — говорит Евгений Курбакин, директор департамента продаж CARCADE. — В итоге будет согласована та цена, которая устроит обе стороны сделки.

Искусство возможного

Осталось понять, выгодно ли это предприятию с экономической точки зрения. Однозначного ответа не нашлось: в развитие мысли Льва Толстого все бизнесы в кризис несчастны по-разному.

Например, компания Юрия Сергеевича, с которого начинался обзор, готова оформить возвратный лизинг на КАМАЗ 2019 года выпуска. Рассчитывает получить за него 6 млн. А какова будет лизинговая нагрузка?

Но нам впервые не удалось получить сравнимые коммерческие предложения от лизинговых компаний, чтобы ответить на этот вопрос. Да, действуя как тайный покупатель, мы не смогли получить три КП с одинаковыми вводными параметрами. Поэтому, не называя компаний, скажем: взяв в лизинг КАМАЗ стоимостью 6 млн с авансом 20% и сроком договора 2 года, надо быть готовым к ежемесячному платежу 270-280 тысяч рублей. Не дешево.

Есть еще один нюанс. Аванс на новый договор лизинга. Он платится до того, как предприниматель получит средства от продажи. Значит, кроме КАМАЗа надо иметь свободные средства, порядка миллиона рублей. Эти деньги потом вернуться в виде оплаты за транспортное средство. Но аванс вносится до продажи, а не после.

Может, лучше все-таки кредит?

А с кредитами у нас такая история. Сбербанк дает кредит на оборотные средства до 1 млн рублей. Тинькофф готов подбросить предпринимателям средства только на 6 месяцев из расчета 150% среднемесячного дохода компании. ВТБ кредитует исключительно под залог недвижимости.

Так что возвратный лизинг, похоже, становится самым доступным способом пополнения оборотных средств. Потому что в кризисные времена бизнес, как и политика — это искусство возможного.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь