Автомобиль, приобретенный в лизинг, попал в аварию. Как его теперь ремонтировать?

943
05 сентября 2022
Автомобиль, приобретенный в лизинг, попал в аварию. Как его теперь ремонтировать?

Число клиентов КАСКО, предпочитающих денежную выплату ремонту автомобиля, выросло в 10 раз с марта месяца и достигло в августе 10%. Такие данные приводит компания «Ренессанс страхование», отмечая, что самыми проблемными для ремонта марками являются Mercedes, BMW и Land Rover.

В связи с этим портал All leasing попросил представителей лизинговых компаний рассказать, как эта ситуация отражается на страховых случаях с автомобилями, находящимися в лизинге.

Но сначала — общая информация.

Каковы действия участников в случае ДТП в автотранспортом, находящимся в финансовой аренде?

Лизинговое имущество априори застраховано, поэтому клиент всегда может чувствовать себя более безопасно в непредвиденной ситуации, — говорит руководитель дирекции стратегического маркетинга и цифровых технологий продаж ООО «Балтийский лизинг» Андрей Волков. — Как правило, лизинговые компании стараются найти баланс между стоимостью страховки и ее надежностью, поэтому лизингополучатель имеет дело с проверенными страховщиками, работающими на выгодных условиях.

Сам алгоритм для урегулирования убытков при попадании лизингового авто в ДТП не будет отличаться от аварии с другой машиной. Разницу составит лишь то, что лизингополучателю необходимо кроме страховой компании оповестить о ДТП и лизингодателя. Также в некоторых сложных случаях лизингодатель может подключиться к урегулированию возмещения убытка.

Выгодоприобретателем в случае частичного ущерба автомобилю является лизингополучатель, поэтому он самостоятельно контактирует со страховой компанией на предмет подачи заявления и восстановления предмета лизинга, напоминает Сергей Ершов, руководитель отдела страхования компании «Газпромбанк Автолизинг».

— Лизингополучатель, как владелец техники, несет ответственность перед собственником, лизинговой компанией, за сохранность предмета лизинга и обязан незамедлительно сообщать лизингодателю о повреждении/пропаже имущества, — говорит Галия Валиулина, руководитель группы страхования «Интерлизинг». — Таким образом, при повреждении автомобиля лизингополучатель уведомляет лизингодателя о происшествии.

— Если лизингополучатель не обращается к нам за помощью, значит все проходит хорошо, — оптимистично резюмируют представители компании «Стоун-XXI».

А если автомобиль не подлежит восстановлению?

Вот тут подключается лизинговая компания как выгодоприобретатель по таким рискам.

Выплата в этом случае осуществляется выгодопреобретателю с целью погашения задолженности по договору лизинга, поясняет Сергей Ершов, руководитель отдела страхования компании «Газпромбанк Автолизинг».

Это, чтобы понимали читатели, общее положение страхования при договоре лизинга.

Но вот случился дефицит запчастей. Как действуют в этой случае страховые компании и лизингодатели?

— Страховая компания, невзирая на негативные факторы, всё же обязана исполнить свои обязательства по урегулированию убытка, — отмечает ГалияВалиулина, руководитель группы страхования "Интерлизинг«.- Страховщик предлагает клиенту альтернативные способы урегулирования страхового случая и восстановления автомобиля. Например, может быть выдано направление на не официальную СТО, а на мультибрендовую станцию. Может быть предложено использование не оригинальных запчастей при замене поврежденных деталей.

Кроме того, говорят эксперты, страховыми компаниями сегодня предлагается урегулирование «по калькуляции», т.е. выплата денежными средствами на расчетный счет собственника или выгодоприобретателя суммы возмещения, покрывающая расходы владельца техники на ремонт. Все это, подчёркивают представители компании «Стоун-XXI» только с согласия лизингополучателя.

— Вместе с этой формой возмещения возникает конфликт интересов между лизинговой компанией и лизингополучателем, говорит Сергей Ершов, руководитель отдела страхования компании "Газпромбанк Автолизинг«.- Лизинговая компания заботится о том, чтобы страховое возмещение было направлено исключительно на восстановление предмета лизинга, а денежная форма возмещения на расчетный счет лизингополучателю не может гарантировать ее целевое использование.

Впрочем, некоторые лизингодатели действуют на упреждение.

— Чтобы минимизировать такие риски «Балтийский лизинг» нашел решение — мы договорились со страховыми компаниями и предложили клиентам достраховать имущество до существующей рыночной цены, — рассказывает Андрей Волков.- Это превентивная мера, которая тем не менее избавляет стороны от возможных споров в будущем.

Как на практике отражается рост стоимости запчастей при страховом случае?

Это, по единодушному мнению опрошенных, приводит к тому, что все больше автотранспорта после аварий признается не подлежащими восстановлению.

-Рост стоимости запчастей ведет к удорожанию стоимости ремонта автомобиля, что, в свою очередь, повышает риск «конструктивной гибели» техники, когда восстановление авто нецелесообразно, т.к. на мероприятия по ремонту будет затрачено более 65-75% от страховой стоимости, установленной договором страхования на дату происшествия, — поясняет Галия Валиулина.

Кроме того, говорят эксперты «Стоун-XXI», поиск «оптимального» варианта увеличивает фактический срок урегулирования страхового случая, а фактор времени очень важен.

Отразились ли эти обстоятельства на страховании транспортных средств при заключении новых сделок?

Конечно, отразились. В первую очередь, на страховых тарифах по КАСКО — закономерно, что фиксируется тренд на увеличение стоимости КАСКО. Однако, каждая страховая компания принимает индивидуальное решение по тарифной политике, исходя из своей статистики убытков и принятой рисковой модели, говорит Галия Валиулина.

— По нашим оценкам, с марта средний рост составил 15%,- отмечает Сергей Ершов.

А в это время...

С 11 сентября в ценовых справочниках для расчета стоимости ремонта по ОСАГО станут учитываться цены аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке.

«Сейчас, если оригинальная запчасть отсутствует на рынке, информация о ее стоимости не попадает в справочник. Из-за этого могут возникать трудности при урегулировании убытков по ОСАГО. Новый подход позволит рассчитывать выплату с учетом стоимости аналогов, при этом отсечь заведомо некачественные запчасти» — говорится в сообщении ЦБ.

Комментируя новость, исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев напомнил, что многие неоригинальные запчасти производятся на тех же заводах, на том же оборудовании, теми же людьми, с теми же стандартами качества. «Это защитит рынок от необоснованного роста цен на запасные части и позволит сдержать рост стоимости полисов ОСАГО», — поясняет Уфимцев.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь