Лизинг как зеркало реального сектора экономики

846
14 сентября 2022
Лизинг как зеркало реального сектора экономики

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 1-е полугодие 2022 года.

По итогам 1-го полугодия 2022-го объем нового бизнеса снизился на 19% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 770 млрд рублей. Подобная динамика во многом является отражением текущего состояния инвестиционной активности бизнеса вследствие ухудшения геополитической обстановки и введения санкций западными странами. Из-за разрыва ранее действовавших логистических цепочек и ухода ряда крупных иностранных производителей машин и оборудования из России лизинговая отрасль столкнулась с усилением дефицита техники и, как следствие, увеличением ее стоимости. Дополнительное давление на спрос со стороны лизингополучателей в начале весны текущего года оказало повышение ключевой ставки, что привело к удорожанию лизинговых услуг. Похожее падение объемов нового бизнеса наблюдалось в первой половине 2020 года в связи с введенными ограничениями из-за пандемии коронавируса, когда объем нового бизнеса за 1-е полугодие 2020-го уменьшился на 22% относительно аналогичного периода 2019-го.

Снижению корпоративных сегментов на 30% способствовало сокращение объемов нового бизнеса с морскими и речными судами на 94% и авиатранспорта на 14%. Уменьшение объемов лизинга водных судов обусловлено введением санкций: зарубежные производители прекратили поставки лизингодателям из РФ, порты европейских государств перестали обслуживать российские корабли, что привело к сокращению планов отечественных судовладельцев по обновлению и наращиванию флота, наши верфи сдвинули сроки сдачи судов из-за нехватки иностранных комплектующих. Сегмент авиатранспорта оказался под давлением из-за введенных ограничений на международные рейсы для российских авиаперевозчиков, что привело к снижению потребности в новых самолетах. Авиаперевозчики берут воздушные суда преимущественно в операционную аренду, поэтому снижение объемов авиализинга привело к сокращению доли оперлизинга в портфеле по итогам 1-го полугодия 2022 года с 16 до 10%. Снижение экспортных потоков обусловило падение объемов ж/д погрузки в 1-м полугодии 2022 года на 2,8%1 относительно аналогичного периода 2021-го, что оказывает давление на лизинг ж/д транспорта. При этом ж/д сегмент показал рост на 7% во многом за счет отдельных сделок по продаже ж/д парка между крупными игроками.

6М2016 6М2017 6М2018 6М2019 6М2020 6М2021 6М2022
Корпоративные сегменты 158 159 292 339 148 217 152
Розничные сегменты 228 291 418 391 422 728 618
Динамика корпоративного сегмента 1% 83% 16% -56% 47% -30%
Динамика розничных сегментов 28% 44% -6% 8% 73% -15%

Объем нового бизнеса в розничных сегментах сократился на 15%, что в два раза меньше снижения в корпоративных сегментах, которые более подвержены влиянию санкций. Наибольшее сокращение в розничных сегментах пришлось на автолизинг, объем нового бизнеса которого просел на 17%. Снижение объемов автолизинга объясняется во многом общим падением автопродаж (-56% по новым легковым автомобилям2) из-за усиления дефицита машин и роста цен на них вследствие ухода многих иностранных автопроизводителей из России. Однако, несмотря на снижение в абсолютном выражении, доля автолизинга в совокупном объеме нового бизнеса сохранилась на прошлогоднем уровне — 46%.

Строительная и дорожно-строительная техника просела в меньшей мере (-6%) — поддержку сегменту продолжают оказывать государственные программы и реализация крупных национальных проектов («Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги»). Кроме того, концентрация данного сегмента на ушедших из России брендах была невысокой из-за того, что лизинг строительной техники во многом представлен недорогим оборудованием из дружественных стран. Объем нового бизнеса сегмента с/х техники остался на прежнем уровне: основная доля приходится на «Росагролизинг», работающий с отечественным оборудованием, в т. ч. в рамках льготной программы поддержки аграриев.

Несмотря на сокращение числа новых сделок на 32% (с 198 тыс. до 135 тыс. штук), сумма лизинговых договоров в 1-м полугодии 2022 года относительно аналогичного периода 2021-го уменьшилась всего на 7%. Столь небольшое сокращение помимо роста цен на предметы лизинга также обусловлено значительным повышением процентных ставок, что позволило сумме новых договоров снизиться в меньшей степени, нежели новому бизнесу, который не учитывает финансовых надбавок в договорах. Объем лизингового портфеля на 01.07.22 составил 6,1 трлн рублей, снизившись с начала года на 5%, что помимо сокращения суммы лизинговых сделок отражает также переоценку валютных договоров в связи с укреплением рубля.

Место по новому бизнесу (стоимости имущества) Наименование компании ИНН Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 07.09.22 Объем нового бизнеса за 1пг2022, млн руб. Темпы
прироста нового бизнеса за 1пг2022/1пг2021, %
Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за 1пг2022, млн руб. Объем
лизингового портфеля на 01.07.22, млн руб.
01.07.22 01.07.21
1 1 «Газпромбанк Лизинг» (ГК) 7728294503 151 539 72 277 936 612 278
2 4 «ВТБ Лизинг» 7709378229 ruAA- 99 837 48 194 981 665 802
3 5 «ЛК «Европлан» 9705101614 58 696 -12 н.д. 239 114
4 2 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 7707009586 58 164 -27 95 659 786 514
5 6 «Альфа-Лизинг» (ГК) 7728169439 57 034 5 95 453 256 083
6 7 «Балтийский лизинг» (ГК) 7812022787 ruA+ 36 894 -11 56 894 122 665
7 8 «РЕСО-Лизинг» 7709431786 ruA+ 33 611 -13 57 312 143 672
8 14 «Росагролизинг» 7704221591 ruAA- 24 821 104 36 192 128 196
9 9 «ПСБ Лизинг» 7722581759 24 458 -32 39 752 209 107
10 3 Государственная транспортная лизинговая компания 7720261827 17 388 -76 19 573 1 125 649
11 30 «ЛК «Эволюция» 9724016636 16 552 146 26 242 33 259
12 17 Универсальная лизинговая компания 2721084628 14 890 35 26 872 53 230
13 18 «Совкомбанк Лизинг» 7709780434 ruAA- 11 894 11 19 443 41 297
14 15 «Интерлизинг» 7802131219 ruA- 10 826 -8 17 764 41 140
15 21 «Эксперт-Лизинг» 7453160365 ruA- 8 026 -22 12 761 31 445
16 25 «Восток-Лизинг» 1644031715 6 938 -21 10 473 24 004
17 10 «Сименс Финанс» 2536247123 6 556 -81 8 745 123 794
18 26 «РЕГИОН Лизинг» 7730650445 5 793 -33 8 870 45 617
19 27 «Элемент Лизинг» 7706561875 5 268 -38 7 852 16 209
20 19 «Мэйджор Лизинг» 5024093363 4 959 -53 8 161 33 488

Если оценивать динамику лизинговых компаний в разрезе их собственников, то рост совокупного объема нового бизнеса в 1-м полугодии 2022 года демонстрируют лишь лизинговые компании, принадлежащие российским банкам (+5% к аналогичному периоду 2021-го). В результате доля участников рынка, принадлежащих банкам, выросла с 43 до 55%. Значительную просадку показали иностранные компании, новый бизнес которых снизился почти в три раза, и как следствие, доля таких игроков сократилась с 12 до 4%, что отражает общую тенденцию по сворачиванию бизнеса зарубежными инвесторами. Лизинговые компании в собственности государственных институтов, несмотря на снижение своих объемов бизнеса в 1-м полугодии 2022 года на 25% относительно аналогичного периода 2021-го, сохранили долю рынка на уровне 12%. Совокупные объемы нового бизнеса лизингодателей, принадлежащих прочим отечественным компаниям, снизились на 25%, в связи с чем доля в новом бизнесе таких компаний уменьшилась с 32 до 29%.

По итогам 1-го полугодия 2022-го, как и годом ранее, лидирующую позицию на рынке лизинга занимает «Газпромбанк Лизинг» (ГК), рост нового бизнеса которого составил 72% к аналогичному периоду 2021-го. Второе и третье места заняли «ВТБ Лизинг» (+48%) и ЛК «Европлан» (-12%) соответственно. На долю топ-10 компаний по объему нового бизнеса в 1-м полугодии 2022-го пришлось 73 против 61% годом ранее, что в большей степени связано со сворачиванием деятельности ряда крупных иностранных компаний.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь